|
я, трезвая цивилизация в сфере мышления тождественна науке. Но наука
в чистом виде не удовлетворяет человека, люди нуждаются также в страсти, в
искусстве и в религии. Наука может ограничить знание известными пределами, но
она не должна и не может ставить пределы воображению. Среди греческих, как и
среди позднейших философов некоторые тяготели к науке, другие — к религии,
последние прямо или косвенно многим обязаны религии Вакха. Особенно это
относится к Платону, а через него это влияние распространилось на те более
поздние движения мысли, которые в конце концов воплотились в христианской
теологии.
Культ Диониса в своей первоначальной форме был варварским и во многих
отношениях отталкивающим. Однако не в этом первоначальном виде он оказал
влияние на философов, а в одухотворенной форме, приписываемой Орфею, в
аскетической форме, ставящей на место физического духовное опьянение.
Орфей — неясная, но интересная фигура. Одни утверждают, что он был реальной
личностью, другие считают его богом или воображаемым героем. Согласно традиции,
Орфей, как и Вакх, пришел из Фракии, но, по-видимому, более вероятно, что он
(или движение, связанное с его именем) пришел с Крита. Несомненно, что
орфические доктрины содержат многое, имеющее, по-видимому, своим
первоисточником Египет, а влияние Египта на Грецию осуществлялось главным
образом через Крит. Говорят, что Орфей был реформатором, которого разорвали на
куски бешеные менады, побужденные к этому вакхической ортодоксией. Склонность
Орфея к музыке не столь заметна в ранних формах легенды по сравнению с более
поздними. Первоначально он был жрецом и философом.
Чем бы ни было учение самого Орфея (если он существовал), учение орфиков хорошо
известно. Они верили в переселение душ; они учили, что в будущем душу ожидает
либо вечное, либо временное страдание от пыток в зависимости от их образа жизни
здесь, на земле. Они стремились к «очищению», отчасти путем церемонии очищения,
отчасти путем избежания осквернения. Наиболее правоверные из орфиков
воздерживались от животной пищи, исключение составляли только ритуалы (когда
пища принималась сакраментально). Они считали, что человек — отчасти земное, а
отчасти небесное существо; благодаря чистой жизни небесная часть возрастает, а
земная часть убывает. В конце концов человек может стать единым целым с Вакхом
и называться «Вакх». У орфиков существовала разработанная теология, согласно
которой Вакх был рожден дважды: первый раз от своей матери Семелы, а второй —
из бедра своего отца Зевса.
Существует много форм дионисийского мифа. В одном из мифов Дионис является
сыном Зевса и Персефоны; будучи еще мальчиком, он был разорван на куски
Титанами, которые сожрали всю его плоть, за исключением лишь сердца. Одни
говорят, что сердце было отдано Зевсом Семеле, другие — что сам Зевс проглотил
его. Во всяком случае, это привело к вторичному рождению Диониса. Разрывание
дикого животного и пожирание его сырого мяса вакханками рассматривалось как
воспроизведение того, что сделали Титаны с самим Дионисом, и животное, в
известном смысле, выступало как воплощение бога. Титаны были земного рождения,
но после того, как они съели бога, они стали обладателями божественной искры.
Так же и человек — отчасти земное, отчасти небесное существо, и вакхические
ритуалы способствуют приближению его к полной божественности.
Еврипид вкладывает в уста орфического жреца следующее поучительное
признание:
Сын Зевса, Дионис, я — у фиванцев.
Здесь некогда Семела, Кадма дочь,
Меня на свет безвременно явила,
Поражена Зевесовым огнем.
Из бога став по виду человеком,
Я подхожу к струям родимых рек.
Вот матери-перунницы
могила: У самого дворца обломки
дома Еще курятся, — в них еще
живет Огонь небесный, Геры
горделивой На мать мою неугасимый гнев...
Спасибо Кадму: сделал
неприступным Он дочери святилище;
его Со всех сторон я скрыл и
винограда Кистями нежной зелени обвил.
Покинув пашни Лидии златой,
И Фригию, и Персии поля,
Сожженные полдневными лучами,
И стены Бактрии, и у
мидян Изведав холод зимний, я
арабов Счастливых посетил и
обошел Всю Азию, что по прибрежью
моря Соленого простерлась: в
городах Красиво высятся стенные башни,
И вместе грек там с варваром живет.
В гробницах были найдены орфические таблички, содержащие поучения душе умершего
относительно того, как найти ей дорогу в потусторонний мир и что говорить, для
того чтобы доказать, что она достойна спасения. Эти таблички разбиты и неполны;
наиболее полная из них (Петелийская табличка) содержит
следующее:
Ты найдешь слева от дома Гадеса источник,
Рядом с ним стоит белый кипарис.
К этому источнику близко не подходи.
Но ты найдешь другой около Озера Памяти,
Холодные воды несущий, и перед ним стоит стража.
Скажи: «Я дитя Земли и Звездного Неба,
Но род мой — только от Неба. Об этом вы знаете сами.
И вот я, жаждой томим, погибаю. Дайте
скорее Холодной воды, текущей из Озера Памяти».
И сами они дадут тебе испить из святого источника,
И после этого среди других героев ты мес
|
|