Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Англия :: Ансельм Кентерберийский - ОБ ИСТИНЕ
 [Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
                                Предисловие

 Три трактата, относящиеся к изучению Св. Писания, некогда создал я в
разное время, подобные друг другу в том, что имеют форму вопроса и ответа;
и лицо спрашивающего обозначается именем ученика, отвечающего же -- именем
учителя. Четвертый, который, правда, таким же способом издал я,
небесполезен, как представляется, для введения в диалектику и имеет
заглавие "О грамотном", -- его не хочу к ним причислить, потому что он
относится к другой наук, чем эти три.

Один из этих трех -- "Об истине", т.е. о том, что есть истина и о каких
вещах она обычно сказывается, а также о том, что есть справедливость
(iustitia). Другой же -- "О свободе воли", что она такое и всегда ли
человек ее имеет; и сколько есть ее разновидностей (diversitates) в
обладании или необладании правильностью воли (rectitudinem voluntatis), для
сохранения которой она была дана разумной твари; и в этом трактате я
показал только природную крепость (fortitukinem), воли, потребную для
сохранения полученной правильности, а не то, как для этого необходимо,
чтобы ей споспешествовала благодать (ut gratia subsequatur. И третий -- о
том вопросе, которым спрашивается, в чем согрешил дьявол, не устояв в
истине, когда Бог не дал ему твердости, которой он не мог иметь иначе как
получивши от Бога; ибо если бы Бог дал, он ее имел бы, как имели добрые
ангелы, потому что им Бог дал.Каковой трактат, хотя я и говорил там о
стойкости (confirmatione) добрых ангелов, я озаглавил "О падении Диавола",
ибо то, что я говорил о добрых ангелах, было вспомогательно; то же, что
написал о злых, было (прямо) ответом на предложенный вопрос.

Хотя названные трактаты не связаны никакой непрерывностью стиля
(dictaminis) [1],все же, предмет их и и общая для всех форма изложения
требуют, чтобы они переписывались все вместе и в том порядке, в каком я их
сейчас упомянул. Несмотря, значит, на то, что некоторыми нетерпеливыми они
были переписаны в другом порядке раньше, чем были завершены, я все-таки
хочу расположить их так, как здесь перечислил.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. (Что) истина не имеет ни начала, ни конца.

II. Об истине обозначения и о двух истинах высказывания (enuntiationis).

III. Об истине мнения.

IV. Об истине воли.

V. Об истине природного и неприродного действия.

VI. Об истине чувств и о том, что обман (falsitas, который считают
находящимся в чувствах, находится в мнении.

VII. Об истине сущности вещей (De veritate essentiae rerum).

VIII. О различных пониманиях должного и недолжного, возможного и
невозможного (De diversis intellectibus debere et non debere, posse et non
posse).

IX. (Что) всякое действие обозначает или истинное, или ложное.

Х. О высшей истине.

XI. Об определении истины.

XII. Об определении справедливости.

XIII. (Что) истина едина во всех истинных (вещах).

Глава I.

(Что) истина не имеет ни начала, ни конца. Учение. Поскольку мы верим, что
Бог есть истина, а говорим, что истина есть во многом другом, я хотел бы
знать, везде ли, где говорится об истине, мы должны признавать, что она
есть Бог. Ведь и ты в "Монологионе" твоем на примере истины речи
доказываешь, что высшая истина не имеет ни начала, ни конца, когда
говоришь: "Пусть, кто может, представит себе, когда возникло, т.е. когда
еще не было истинно, следующее: что нечто было будущим; или когда
прекратится и не будет истинно следующее: что нечто будет прошедшим. Если
же ни то, ни другое нельзя помыслить, и в каждом случае истинное не может
существовать без истины, -- тогда невозможно хотя бы даже представить себе,
чтобы истина имело начало или конец. Действительно, если истина имела
начало или будет иметь конец, (значит), до того как она начала
существовать, было нечто истинное -- тогда, когда (еще) не было истины; и
после
 
 [Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-