Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Англия :: Ансельм Кентерберийский - ОБ ИСТИНЕ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
того, как она завершит существование, будет нечто истинное, -- тогда,
когда (уже) не будет истины. А истинное не может быть без истины. Значит,
была истина раньше, чем была истина; и будет истина после того, как истина
прекратит существование:это -- верх нелепости. Итак, говорится ли, что
истина имеет начало или конец, или разумеется, что не имеет, -- истину
нельзя замкнуть никаким началом или концом" 2. Так ты сам говоришь в
"Монологионе" твоем. Поэтому хочу услышать от тебя определение истины.

Учитель. Не помню, чтобы нашел я определение истины: но, если хочешь,
поищем что есть истина через различные вещи, в которых, как мы говорим,
есть истина.

Ученик. Если другого не смогу, помогу хотя бы как слушатель.

ГЛАВА II.

Об истине обозначения и о двух истинах высказывания.

Учитель. Итак, исследуем, сначала, что есть истина в высказывании [3]: ведь
именно его мы, чаще всего, называем истинным или ложным.

Ученик. Ты спрашивай, а я сохраню все, что ты обнаружишь.

Учитель. Когда высказывание является истинным?

Ученик. Когда имеет место (еst) то, что оно высказывает, либо утверждая,
либо отрицая: а я считаю, что то, что оно высказывает, имеет место также и
в том случае, когда оно отрицает существование того, чего нет; -- потому
что (и тогда) оно высказывает так, как обстоит дело.

Учитель. Значит, тебе кажется, что высказанная вещь (res enuntiata)[4]есть
истина высказывания?

Ученик. Нет.

Учитель. Почему ?

Ученик. Потому что ничто не бывает истинно., не будучи причастно истине: и
потому истина в самом истинном; вещь же высказанная в истинном высказывании
не содержится. Потому ее следует называть не истиной, но причиной истины.
Поэтому мне кажется, что истину следует искать не в другом каком месте, как
в самой высказывающей речи (in ipsa oratione).

Учитель. Посмотри тогда, может быть, сама высказывающая речь, или ее
обозначение (significatio)[5],или что-то из того, что есть в определении
высказывания (enuntiationis), есть то, чего ты ищешь?

Ученик. Так я не думал.

Учитель. Почему?

Ученик. Потому что, если бы она (высказывающая речь) была этим (искомым),
она была бы тогда всегда истиной; ибо остается одним и тем же все, что есть
в определении высказывания, -- и когда высказываемое имеет место, и когда
не имеет места: той же ведь (остается) высказывающая речь, и тем же
обозначение, и прочем подобным образом.

Учитель. Что же, по-твоему, здесь является истиной?

Ученик. Ничего другого не знаю (ответить), кроме того, что когда
(высказывающая речь) обозначает как существующее то, что существует, тогда
есть в ней истина, и она истинна.[6]

Учитель. Для чего создано утверждение? [7]

Ученик. Для обозначения (significandum)[8] существующего как существующего.

Учитель. Значит, это является должным?

Ученик. Конечно.

Учитель. Значит, когда (утверждение) обозначает существующее как
существующее, оно обозначает то, что должно (обозначать)?

Ученик. Это очевидно.

Учитель. А когда обозначает то, что должно, обозначает правильно
(recte)?[9]

Ученик. Это так.

Учитель. Когда же обозначает правильно, является правильным обозначением?

Ученик. Без сомнения.

Учитель. Значит, когда (утверждение) обозна
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-