Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Сарвепалли Радхакришнан :: Сарвепалли Радхакришнан - ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТОМ ВТОРОЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 292
 <<-
 
знаем о 
недостоверности нашего знания природы объекта, мы имеем истинное знание, или 
пратьяю. Сомнение есть незавершенное знание, тогда как заблуждение – ложное 
знание. 

XVII. ОШИБКИ
Логика ньяйи разрабатывает принципы, посредством которых мы приобретаем знание. 
Она стоит на точке зрения естественного познания, и ее законы являются не 
правилами поведения, а общими положениями, основанными на наблюдении средств, с 
помощью которых человек удовлетворяет свои интеллектуальные потребности. При 
нормальных условиях познание дает правильные результаты; ошибка – дело случая и 
возникает только тогда, когда отсутствуют необходимые условия, при которых 
получается правильное познание. Ошибки происходят тогда, когда что-либо мешает 
нормальной работе познавательной способности. Ньяя уделяет ошибкам очень 
большое внимание. Мы не будем этому удивляться, если вспомним, что логику 
вызвала к жизни именно подверженность человеческой мысли ошибкам. 

Очень большое внимание уделяется всяким фокусам со словами, поскольку логика 
имеет целью защитить нас от софистических трюков. Различаются три вида 
словесных ухищрений (чхала): 1. Вакчхала. Употребляется двусмысленный термин, и 
лицо, с которым говорят, понимает его в смысле, отличающемся от того, который 
на уме у говорящего. Когда кто-нибудь говорит: "Этот мальчик навакамбала", то 
есть имеет новое одеяло (или девять одеял), то софист отвечает: "Нет, он имеет 
не девять одеял, а только одно". 2. Саманьячхала. Утверждение, сделанное в 
отношении частного случая, распространяется на весь класс. Когда кто-либо 
говорит: "Этот брахман отличается ученостью и достоинством", софист возражает, 
что не все брахманы обладают ученостью и достоинством. 3. Упачарачхала. Здесь 
фигуральное выражение берется буквально. Когда кто-либо говорит: "галерка 
кричит", софист возражает, что неодушевленные предметы, как галерка, кричать не 
могут. 

Такие ошибки, как джати и ниграхастхана, относятся больше к диалектике337, чем 
к логике. Логические же ошибки возникают в связи с разными членами 
силлогического доказательства. Ошибки в меньшем термине (пакшабхаса) и в 
примере (дриштантабхаса) не так важны, как ошибки в среднем термине 
(хетвабхаса). Гаутама338 упоминает пять видов этих ошибок:


Савьябхичара, или термин, который не дает однозначного вывода и ведет более чем 
к одному заключению. На основании неуловимости звука мы можем заключить как о 
его вечности, так и о его невечности, ибо и вечные атомы и невечные элементы 
неуловимы. Здесь средний термин не проникается большим. Случай, когда средний 
термин не совмещается полностью ни с одной из альтернатив, в более поздней 
логике называется анаикантика. Упоминаются три таких случая, а именно: а) 
садхарана, или общий, то есть слишком широкий средний термин, b) асадхарана, 
или необщий, то есть слишком узкий средний термин, и с) анупасамхарин, 
неопределенный или непроверенный средний термин339. 

Вируддха, или противоречащий термин, есть основание, которое противоречит 
суждению, подлежащему доказательству340. 

Пракаранасама, или термин эквивалентный суждению, не ведет к заключению, так 
как ставит тот самый вопрос, на который имеется в виду дать ответ. Он 
выставляет один из двух противоположных признаков, причем оба равно не 
воспринимаются341. Более поздняя логика подводит этот случай под сатпратипакша. 
Но этот случай становится тождественным с савьябхичара, когда термин здесь 
берется как основание, пригодное для обеих противоположных сторон342. 

Садхьясама дает основание, которое не отличается от того, что должно быть 
доказано, и само требует доказательства. Это случай недоказанного основания, 
или асиддхи, причем упоминаются три его разновидности: а) сварупасиддхи, когда 
природа среднего термина совершенно неизвестна, как например когда мы говорим, 
что звук вечен, потому что он видим, где видимость звука есть нечто абсолютно 
неизвестное; b) ашраясиддхи, когда средний термин не имеет основания, как в 
примере: "бога нет, потому что он не имеет тела", где бестелесность не имеет 
субстрата и, следовательно, не может служить основанием, если нет бога; с) 
аньятхасиддхи, или то, что известно как-либо иначе343. 

Калатита, или термин, ошибочный по времени, есть основание, приводимое, когда 
время уже прошло. Аргумент: "Звук долговечен, потому что он выявляется при 
контакте, так же как и цвет" – есть пример такой ошибки. Цвет кувшина 
выявляется, когда кувшин соединяется со светом лампы, хотя он существовал и до 
этого соединения и будет существовать и после него. Доказательство по аналогии 
с цветом, что звук существовал до контакта барабана с палочкой и будет 
существовать после этого контакта, является ошибочным. Приводимое здесь 
основание считается ошибочным по времени, так как звук производится 
непосредственно после контакта барабана с палочкой, тогда как цвет выявляется 
одновременно с контактом кувшина с лампой. Эта ошибка называется также бадхита, 
где средний термин утверждает нечто, противоположное чему удостоверяется как 
истинное другим очевидным свидетельством. В поздней логике ньяйи перечень 
ошибок значительно расширяется.
XVIII. ИСТИНА
Фактом, с которого начинается теория познания, является не то обстоятельство, 
что мы имеем знание, а то, что мы притязаем на обладание им. Задачей теоретика 
познания является исследовать, насколько далеко м
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 292
 <<-