|
ез кувшина, с полом или отлично
от него. Два предмета не могут быть тождественными. Если есть различие между
полом с кувшином и полом без кувшина, то одно познается восприятием так же, как
и другое102.
Буддистские логики считают, что зрительный и слуховой органы вступают не только
в прямой контакт со своими объектами, но и воспринимают объекты также на
расстоянии. Они способны воспринимать объекты, не вступая с ними в контакт
(апрапьякари). Наяйик возражает, что зрительный орган есть не глазное яблоко
или зрачок глаза, которые являются только седалищем (адхиштхана) зрительного
органа, а что он имеет природу света (теджас) и что луч света идет из зрачка к
объекту, находящемуся на расстоянии и вступает в прямой контакт с ним. Вот
почему мы имеем непосредственное зрительное восприятие направления, расстояния
и положения103.
Возражения буддистских логиков на положения ньяйи основываются на следующем: 1)
органом зрения является зрачок глаза, посредством которого мы видим объекты, а
зрачок не может покидать своего места и вступать в контакт с объектом,
находящимся на расстоянии: 2) зрительный орган воспринимает объекты гораздо
большие по размеру, чем он сам, например горы и т.д., чего он не мог бы делать,
если бы вступал в непосредственный контакт с объектами с целью восприятия; 3)
тот факт, что процесс восприятия занимает одно и то же время, воспринимает ли
орган зрения верхушку дерева или луну, показывает, что глазу нет надобности
приближаться к объекту; 4) глаз не может приближаться к объекту, ибо в
противном случае он не мог бы воспринимать объекты, находящиеся за стеклом,
слюдой и т.п. Зрительное восприятие расстояния и направления не является
непосредственным, а приобретается путем вывода104. Удаяна в своей
"Киранавали"105 пытается ответить на эти возражения: 1). То, что воспринимает
или выявляет объект, должно входить в контакт с ним. Лампа освещает объект, с
которым она вступает в контакт. Так и зрительный орган, который имеет природу
света, выходит из зрачка, чтобы достичь объекта. 2). Свет, исходящий из зрачка,
распространяется и покрывает объект, и протяжение воспринимаемого объекта
совпадает с полем зрения. 3). При восприятии близких и удаленных объектов
имеется различие в отрезке времени, хотя оно и не ощущается нами. Мы видим
далекую луну сразу же, как только откроем глаза, потому что движение света
непостижимо быстрое. Мнение, что свет глаза, исходящий из зрачка, смешивается с
внешним светом и входит в контакт с близкими и дальними объектами одновременно,
отвергается на том основании, что в этом случае мы могли бы воспринимать
объекты, скрытые от нашего взора, даже и те, которые находятся за нашей спиной.
4). Стекло, слюда и им подобные вещества проницаемы по природе и не
препятствуют прохождению света. Пурва миманса поддерживает взгляд ньяйи что все
органы чувств суть прапьякари, то есть вступают в контакт с объектами, которые
они воспринимают. В случае слухового восприятия звук, который начинается в
определенном месте, распространяется в воздухе путем звуковых волн, что и
приводит к встрече звука с органом слуха. Звук распространяется от его
первоначального источника движения, сравниваемого с движением волн или с
разрастанием ветвей растения во всех направлениях106. Мы получаем от звука
ощущение направления потому, что различные источники по-разному квалифицируют
звук и благодаря различию звуков возбуждаются к действию разные части слухового
органа. В случае запаха маленькие частицы объекта переносятся по воздуху к носу.
Простого соприкосновения объекта с чувствующим органом достаточно, чтобы
возникло восприятие, как бывает, когда спящий слышит удар грома107.
Первой чертой, характеризующей природу познания через восприятие, Гаутама
считает то, что оно не выражено в слове (авьяпадешьям). Совсем не необходимо,
чтобы вещь воспринималась как носящая то или иное наименование. Наименование
имеет значение при общении, но вовсе не необходимо, когда объект воспринимается.
Согласно мнению прославленного учителя, упоминаемого Джаянтой, восприятие
исключает всякое такое познание вещи, где наименование является необходимым
фактором. Если человек видит фруктовый плод и опытно познает его природу, это –
восприятие, но если он слышит от кого-либо его наименование, тогда это не
восприятие, а вербальное знание108. Ватсьяяна считает, что объект может
восприниматься как со знанием, так и без знания его названия. В первом случае
мы имеем определенное восприятие, во втором неопределенное109. Различие между
не выраженным в слове (авьяпадешья) и хорошо выраженным (вьявасаятмака)
эквивалентно различию между неопределенным (нирвикальпака) определенным
(савикальпака).
Ватсьяяна и Уддьйотакара не ссылаются на это различие, а Вачаспати, который
упоминает его, приписывает его своему учителю Трилочане110. Все позднейшие
логики, такие, как Бхасарваджня, Кешава Мишра, Аннам Бхатта и последователи
школ санкхья и вайшешика, а также Кумарила, признают его В определении Гаутамы
всякое познание через восприятие рассматривается как определенное. Если мы
сомневаемся, является ли удаленный от нас объект человеком или столбом, пылью
или дымом, мы не имеем восприятия. Джайнисты, которые считают, что во всех
восприятиях мы сознаем воспринимаемый объект, отрицают возможность
неопределенного восприятия.
Савикальпака, или определенное восприятие, включает знание рода, к которому
относится воспринимаемый объект, знание отличительных признаков, которые
отличают индивидуальный объект от других членов того же класса, и знание
единства того и другого. Ясное знание рода, отличительного признака и их
единства отсутствует в неопределенном восприятии111. Различие между
неопределенным и определенным восприятием
|
|