Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Сарвепалли Радхакришнан :: Сарвепалли Радхакришнан - ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТОМ ВТОРОЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 292
 <<-
 
 ежедневных уроков, подобно навахнику во "Вья карана Махабхашье" 
Патанджали, хотя кое-что из содержания "Ньяя-сутры" относится безусловно к 
нашей эре27. 

"Ньяя Бхашья" Ватсьяяны является классическим комментарием на "Ньяя-сутру". 
Очевидно, Ватсьяяна не был ближайшим последователем Гаутамы, так как его работа 
содержит отрывки, написанные в стиле варттик, которые в сжатой форме дают 
результаты дискуссий, происходивших в школе Гаутамы. Ватсьяяна предлагает 
различные объяснения некоторых сутр, указывая тем самым на то, что были и более 
ранние комментаторы, которые не все были согласны между собой в истолкованиях 
сутр28. Кроме того, Ватсьяяна ссылается на Гаутаму как на мудреца далекого 
прошлого и приводит цитаты из "Махабхашьи" Патанджали и "Артха шастры"29 
Каутильи, а также из "Вайшешика-сутры"30. Нагарджуна, автор "Упаякаусальи" и 
"Виграхавьявартани", безусловно, жил раньше, чем Ватсьяяна, который пытается 
бороться со взглядами Нагарджуны. Дигнага критиковал толкование Ватсьяяиы с 
буддистской точки зрения. Из всего этого мы можем заключить, что Ватсьяяна жил 
приблизительно около 400 года. н.э.31 

Произведениями Дигнаги, сохранившимися в переводе на тибетский язык, являются: 
"Праманасамуччая" с комментарием самого автора, "Ньяяправеша", Хетучакрахамара",
 "Аламбанапарикша" и "Праманамастраправеша", о которых говорят, что они 
популярны в Японии32 Дигнага жил в V веке н.э.33. Многие важные изменения, 
которые внес в логическое учение Прашастанада, можно найти и у Дигнаги, 
оригинальность которого во многом ставится под сомнение, если считать, что 
Прашастапада был его предшественником. 

"Ньяяварттика" Уддьйотакары (VI век н.э.)34 является защитой Ватсьяяны против 
нападок Дигнаги. "Ньяябинду" Дхармакирти есть защита Дигнаги от критики 
Уддьйотакары. Если принять, что "Вадавидхи", на которую ссылается 
Уддьйотакара35, есть другое название "Ваданьяйи" Дхармакирти и что шастра, 
упоминаемая Дхармакирти в его "Ньяябинду"36, есть "Варттика" Уддьйотакары, то 
можно считать, что эти два писателя относятся к одному и тому же периоду. 
Однако самой поздней датой, к которой может быть отнесена жизнь Дхармакирты, 
является начало VII века37. В IX веке Дхармоттара в своей "Ньяябиндутике" 
продолжал линию Дигнаги и Дхармакирти. 

К первой половине IX века Вачаспати в своей "Ньяяварттика-татпарьятике" 
восстановил ортодоксальные взгляды ньяйи. Он написал также и другие, более 
мелкие работы о ньяйе, например "Ньяяшучинибандху". 

"Ньяясутродхара" также приписывалась ему38. Это был многосторонний гений, 
написавший авторитетные работы о других системах, как-то: "Бхамати" – об 
адвайта-веданте и "Санкхьятаттвакаумуди" – о санкхье За это его величали 
титулом Сарватамрасватандра или Саддаршаниваллабха. "Татпарьяпаришуддхи" Удаяны 
(984 год н.э.) является ценным комментарием на работы Вачаспати. Его 
"Атмататтвавивека" представляет собой защиту теории вечности души и критику 
буддистских мыслителей – Арьякнрти и других. Его "Кусуманджали" – первая 
систематическая работа о теизме ньяйи39. Его другими работами являются 
"Киранавали" и "Ньяяпаришишта". "Ньяяманджари" Джаянты есть самостоятельный 
комментарий к "Ньяя-сутре". Джаянта, который цитирует Вачаспати и которого 
цитируют Ратнапрадха и Девасури, жил в Х веке40. "Ньяясара" Бхасарваджни 
представляет собой, как указывает ее название, обзор философии ньяйи. Он 
признает доказательность восприятия, вывода и словесного свидетельства и 
отвергает сравнение как самостоятельное средство доказательства. Он шиваит, 
возможно, Кашмирской секты, и жил в Х веке н.э. "Ньяянибандхапракаша" (1225 год 
н.э.) является комментарием на "Ньяятатпарьяпаришуддхи" Удаяны, хотя и включает 
в себя взгляды Гангеши, отца Вардхаманы и основателя новой школы. "Макаранда" 
Ручидатты (1275 год н.э.) развивает взгляды Вардхаманы41. 

Более поздние работы о ньяйе открыто принимают категории вайшешики, которые они 
сводят к прамейе, то есть к объектам познания, или к артхе, являющейся одной из 
двенадцати видов прамейи. "Таркшаракша" Варадараджи (XII век н.э.) – очень 
важный трактат синкретической школы. Он подводит под прамейю двенадцать 
объектов ньяйи, как и шесть категорий вайшешики. "Таркабхаша" Кишава Мишры 
(конец XIII века) сочетает взгляды ньяйи и вайшешики42. "Дашавайкаликанирьюкти" 
Бхадрабаху (ок. 357 года до н.э.), "Ньяяватара" Сиддхаина Дивакары (VI век н.э.
), "Парикшамукха-сутра" Маникьянди (800 год н.э.). 
"Прамананаятаттвалокаламкара" Девасури (XII век н.э.) и "Прамеякамаламартанда" 
Прабхачандры являются важными джайнскими логическими работами. Джайнские 
мыслители и буддистские логики отличали логические исследования от религиозных 
и метафизических, тогда как в рассуждениях индийских писателей все это 
смешивалось. В работах последних, написанных в духе ньяйи, рассматриваются 
атомы и их свойства, душа и перевоплощение, бог и мир, а также логические 
вопросы природы и границ познания. Буддистские и джайнские мыслители не 
обнаружили интереса к метафизическим воззрениям древней ньяйи, но усиленно 
выделяли чисто логические стороны учения и таким образом подготовляли линию 
новой ньяйи. являющуюся чистой логикой и диалектикой. 

"Таттвачинтамани" Гангеши является стандартным текстом новой школы43; 
Вардхамана, сын Гангеши, в своих работах продолжает эту традицию Джаядева 
написал комментарий на "Таттвачинтамани" под названием "Алока" (XIII век) 
"Таттвачинтаманивьяхью"44 В
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 292
 <<-