|
о в связи с этим
мыслители, развивавшие и обосновывавшие учение мимансы, содействовали развитию
логики11. Когда Гаутама осветил логическую сторону учения более тщательно, чем
другие мыслители, его взгляды были отождествлены с учением анвикшики. Таким
образом, термин, который очень долго употреблялся в общем смысле
систематической философии, приобрел более узкое значение12.
Среди обстоятельств, предшествовавших возникновению ньяйи, большое место должно
быть отведено диалектическим дискуссиям13. Ньяя иногда называется "таркавидья",
или наука спора, "вадавидья", или наука дискуссии. Дискуссия, или "вада",
представляет дыхание интеллектуальной жизни. Мы вынуждены пользоваться ею в
поисках истины, сложной по своему характеру и уступающей только совместным
усилиям многих умов14. Упанишады говорят об ученых собраниях, или паришадax,
где проводились философские диспуты15. Греческая логика во многом обязана
софистическому движению, которое пользовалось способом спора, называемым
диалектикой, способом вопросов и ответов. Упражняясь в искусстве дискуссий,
софисты не только открывали принципы рассуждения, но и изобретали софизмы и
трюки в доказательствах. Из диалогов Платона мы узнаем, что Сократ пользовался
искусством спора в целях выявления истины. Аристотель посвятил два из своих
логических трактатов "Топику" и "О софистических доказательствах" – наставлению
диспутантов, задающих вопросы и отвечающих, хотя он и отличал логику от
риторики, принципы рассуждения от правил спора. Не может быть сомнения, что
логика Гаутамы восходит к диалектическим турнирам, отзвуки которых проникали во
дворцы царей и в школы философов. Попытка урегулировать практику споров привела
к развитию логической теории. Гаутама, подобно Аристотелю, систематизировал
принципы рассуждения, осуществил различение правильного от ложного и произвел
анализ различных форм софизмов и трюков в доказательствах. Шестнадцать тем,
упомянутых в первой сутре, могут рассматриваться как выражение стадий в
диалектическом споре, имеющем целью приобретение знания16. Многие из более
поздних работ по логике обсуждают правила спора17, хотя всех их относят к
проблемам диалектики18.
Джаянта утверждает, что хотя наиболее удовлетворительную разработку предмета
дает работа Гаутамы, все же логика была и до Гаутамы, так же как миманса
существовала до Джаймини и грамматика – до Панини19. Чандогья упанишад
ссылается на Ваковакью20, которую Шанкара толкует как "Таркашастру"21
"Махабхарата" ссылается на "Таркашастру" и "Анвикшики"22 и устанавливает, что
Нарада был знаком с силлогизмом ньяйи также, как и с принципами конъюнкции и
присущности. Вишванатха приводит отрывок из некой пураны, в котором ньяя
включается в число дополнений (упанга) к веде23. Хотя система Будды была
наиболее рационалистической, тем не менее мы не встречаем сколько-нибудь
систематического исследования логической теории в ранних канонических работах.
Имеются, однако ссылки на людей, искусных в логике. "Брахмаджала сутра"
упоминает Такки (софиста) и Виманси (казуиста)24. Название "Ануманасутра"
Мадджхима Никайи, возможно, указывает на употребление слова анумана в значении
вывода. "Катхаватту" употребляет термины пратинна, упаная, ниггаха в их
техническом значении25. "Ямака" знает о распределенности терминов и о правилах
обращения. Пратисамбхи дамагга ссылается на анализ слов и вещей.
"Неттипакарана" обнаруживает высокую оценку логической теории. В "Вопросах
Милинды" система ньяйи, возможно, имеется в виду под названием нити26.
"Лалитавистара" упоминает логику под названием хетувидья. Джайнские агамы
удостоверяют древность индийской логики. "Ануйозадвара", составленная
Арьяракшитой, жившим около I века н.э., имеет то же деление ануманы на пурвават,
шешават и саманьятодришиту, как и сутра Гаутамы. Арьяракшита, по-видимому, был
только редактором более ранней работы, на которую имеются ссылки в
"Бхалавати-сутре", одной из книг джайнского канона, составленного на Совете
Паталипутры в начале III века до н.э. Возможно, что учение о трех видах вывода
относится ко времени до III века до н.э.
Возникновение ньяйи относится к добуддистскому периоду, хотя ее научная
трактовка была начата приблизительно в период раннего буддизма, а основные
принципы твердо установлены до III века до н.э. Мы мало знаем об историческом
развитии ньяйи в период, предшествующий составлению сутр.
III. ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ
История литературы ньяйи охватывает свыше двадцати столетий. "Ньяя-сутра"
Гаутамы, разделенная на пять книг, каждая из которых содержит два раздела,
является основным источником ньяйи. Согласно Ватсьяяне, этот трактат следует
методу формулировок, определений и критического исследования. Первая книга
излагает в общих чертах шестнадцать тем, которые обсуждаются в остальных
четырех книгах. Вторая имеет дело с природой сомнения, средствами
доказательства и их обоснованностью. Третья обсуждает природу я, тела, чувств,
их объектов, познавательной способности и мышления. Четвертая трактует о воле,
печали, страдании и освобождении
Местами, от случая к случаю, она касается теории ошибок и отношения целого к
частям. Последняя книга обсуждает джати, или мнимые возражения. и ниграхана,
или поводы для возражений. "Ньяя-сутра" пытается согласовать результаты
логической мысли брахманизма с его религиозными и философскими догматами. В
результате получилась логическая защита теистического реализма. Сутры Гаутамы,
во всяком случае наиболее ранние из них, относятся к III веку до н.э., эпохе
ахник, ил
|
|