Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Сарвепалли Радхакришнан :: Сарвепалли Радхакришнан - ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТОМ ПЕРВЫЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-
 
догья,
 Брихадараньяка и части Кены представляют собой ранние упанишады, в то время 
как стихи 1-13 Кены и IV.8-21 Брихадараньяки образуют переходную ступень к 
метрическим упанишадам и могут считаться более поздними дополнениями. Катха 
упанишада является более поздней формой. Мы находим в ней элементы систем 
санкхья и йога7. В ней свободно цитируются другие упанишады и Бхагавадгита8. 
Мандукья является самой последней из досектантских упанишад. Атхарваведа 
упанишады также представляют собой более поздние произведения. Майтраяни 
упанишада заключает в себе элементы как системы санкхья, так и системы йога. 
Шветашватара была составлена в период, когда отдельные философские теории 
находились в состоянии брожения. Это во многих местах видно из знакомства с 
техническими терминами ортодоксальных систем и из упоминания о многих их 
выдающихся теориях. Заметен интерес к изложению теистического синкретизма 
веданты, санкхьи и йоги. В более ранней прозе упанишад преобладали чистые 
спекуляции, в то время как позже в них было больше религиозного почитания и 
набожности9. Изложение философии упанишад мы будем основывать главным образом 
на добуддистских упанишадах, а затем подкреплять полученные таким путем точки 
зрения ссылками на послебуддистский период. Основными упанишадами для наших 
целей являются Чхандогья и Брихадараньяка, Тайттирия и Айтарея, Каушитаки и 
Кена; затем следуют Иша и Мандукья. 

IV. МЫСЛИТЕЛИ УПАНИШАД
К сожалению, мы очень мало знаем о жизни великих мыслителей, чьи размышления 
нашли свое место в упанишадах. Так безразличны они были к личной славе и так 
поглощены были распространением истины, что авторство своих взглядов они 
приписывали почитаемым богам и героям ведийского периода. Праджапати и Индра, 
Нарада и Санаткумара представлены как диалектики. Когда история великих 
мыслителей периода упанишад будет написана и будет определен тот специфический 
вклад, который внес в философию каждый из них, в ней будут стоять – если 
оставить в стороне имена мифические – следующие имена: Махидаса, Айтарея, 
Райква, Шандилья, Сатьякама, Джабала, Джайвали, Уддалака, Шветакету, 
Бхарадваджа, Гаргьяяна, Пратардана, Балаки, Аджаташатру, Варуна, Яджнявалкья, 
Гарги и Майтреи10. 

V. ГИМНЫ РИГВЕДЫ И УПАНИШАДЫ
Упанишады ввиду особого характера их содержания рассматриваются как вид 
литературы, независимый от ведийских гимнов, а равно и от учений брахманизма. 
Простая вера в богов, отразившаяся в гимнах, была, как мы видели, вытеснена 
формально-культовым жречеством брахманизма. Упанишады утверждали, что вера, 
которая замыкается в пределах церкви, недостаточна. Они пытались придать 
религии вед, не разрушая ее форм, моральный характер. Развитие упанишад по 
сравнению с ведами состоит в усиленном подчеркивании монистических толкований 
ведийских гимнов, в перемещении центра от внешнего мира к внутреннему, в 
протесте против внешней обрядовости ведийской практики и в безразличии к 
святости вед. 

Во всей путанице ведийских верований все же проявляется известный принцип 
единства и стройности. В некоторых гимнах отчетливо сформулирована концепция 
единой центральной силы. Упанишады развили эту тенденцию до конца. Они признают 
только один дух – всемогущий, бесконечный, вечный, непостижимый, самодовлеющий, 
творец, хранитель и разрушитель мира. Он – свет, владыка и жизнь вселенной, он 
не имеет себе подобного и он – единственный объект поклонения и почитания. 
Полубоги вед гибнут, и приходит истинный бог. "Сколько богов существует в 
действительности, о Яджнявалкья?" – "Один", – отвечает он11. 

"Теперь ответь нам на другой вопрос. Агни, Ваю, Адитья, Кала (время), то, что 
дышит (Прана), Анна (пища), Брахма, Рудра, Вишну. Так некоторые размышляют о 
нем, другие о другом. Скажи, какой из них лучше для нас?" И он сказал им: "Это 
только лишь главные проявления высшего, бессмертного, бестелесного Брахмана... 
Брахман воистину является всем этим, и человек может размышлять, поклоняться 
или отвергать также и все то, что является его проявлением"12. 

Видимая бесконечность (объективная) и невидимая бесконечность (субъективная) 
входят в духовное целое. 

Политеистические концепции, слишком глубоко укоренившиеся в сознании индийцев, 
не легко было ниспровергнуть. Многие боги были подчинены единому. Без воли 
Брахмана Агни не мог сжечь ни одну былинку травы, Ваю не мог шелохнуть 
соломинкой. 

"Из страха перед ним горел огонь, из страха перед ним сияло солнце, и из страха 
перед ним ветры, облака и смерть исполняли свою службу"13. 

Иногда многие боги представлялись частями единого целого. Пять глав семейств, 
ведомых Уддалакой, приблизились к царю Ашвапати, который спросил каждого из 
них: "О ком вы размышляете как о я?" Первый ответил: о небе; второй – о солнце; 
третий – о воздухе; четвертый – об эфире; пятый – о воде, а царь ответил, что 
каждый из них чтит только часть истины. Небо – это голова, солнце – глаза, 
воздух – дыхание, эфир – туловище, вода мочевой пузырь, а земля – ноги 
центральной реальности, которая изображается как мировая душа. Компромисс между 
философской верой немногих и фантастическим религиозным суеверием толпы 
является единственно возможным примирением; мы не можем уничтожить старые формы,
 так как это равносильно игнорированию основной природы человечества, а р
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-