|
ики адвайты, которые не удовлетворены этим взглядом и
чувствуют, что бесполезно прикрывать наше затруднение с помощью термина "майя".
Они пытаются дать более позитивное объяснение соотношения между совершенным
бытием, абсолютно лишенной какой-либо отрицательности неизменной реальностью,
ощущаемой в глубинах опыта, и миром изменения и становления. Чтобы сохранить
совершенство единой реальности, мы должны сказать, что мир становления не
обусловливается прибавлением какого-либо элемента извне, поскольку вне ничего
не существует, а может быть лишь результатом уменьшения. Чтобы объяснить
изменение, допускают нечто отрицательное, вроде небытия у Платона или материи у
Аристотеля. Через развитие этого отрицательного начала неизменное, по-видимому,
развертывается в изменяющееся множество. Лучи струятся из солнца, которое, тем
не менее, их не содержит. Майя – это наименование отрицательного начала,
посредством бесконечного волнения и непрестанного беспокойства дающего толчок
всеобщему становлению. Течение вселенной обусловлено очевидной деградацией
неизменного. Реальное представляет все то, что есть положительного в процессе
становления. Предметы этого мира всегда стремятся восстановить свою реальность,
восполнить недостающее им, избавиться от своего отдельного бытия и
индивидуальности. Однако в этом им препятствует их внутренняя пустота,
отрицательное начало – майя, возникающая вследствие промежутка между тем, чем
предметы являются, и тем, чем они должны стать. Если мы избавимся от майи,
подавим склонность к дуализму, уничтожим этот промежуток, заполним недостающее
и дадим ослабеть беспокойству, то пространство, время и изменение снова
возвращаются в чистое бытие. Пока существует первоначальная недостаточность
майи, предметы обречены пребывать в мире времени, пространства и причины. Майя
не является созданием человеческого ума. Она предшествует нашему интеллекту и
от него не зависит. Майя поистине создатель предметов и умов, необъятная
потенция всего мира. Иногда ее называют пракрити. Чередования рождения и гибели,
вечно повторяющиеся космические эволюции – все это символизирует тот
существенный недостаток, который имеется в мире. Мир становления – это
прерывание бытия, а майя – отражение реальности. Мировой процесс – это не
столько перемещение неизменного бытия, сколько нарушение обычного его порядка.
И все же мир майи не может существовать отдельно от чистого бытия. Движение
невозможно, если отсутствует неизменность, ибо движение есть лишь деградация
неизменного. Истина всеобщей изменчивости заключается в неподвижном бытии.
Как становление представляет собой отпадание от бытия, так и авидья, или
незнание, является отпаданием от видьи, или знания. Чтобы познать истину,
постичь реальность, мы должны избавиться от авидьи и ее интеллектуальных форм,
которые все ломаются, как только мы пытаемся втиснуть в них реальность. Это не
является оправданием лености мысли. Согласно этому взгляду, философия в
качестве логики убеждает нас отказаться от применения интеллектуальных понятий,
которые соотносительны с нашими практическими нуждами и миром становления.
Философия говорит нам, что, поскольку мы связаны интеллектом и погружены в мир
множества, все наши усилия возвратиться к простоте единого будут тщетными. Если
мы спросим разум, почему имеются авидья или майя, осуществляющие отпадение от
видьи или от бытия, то не получим ответа. Философия в качестве логики выполняет
здесь отрицательную функцию, вскрывая недостаточность всех интеллектуальных
категорий, указывая, каким образом объекты мира соотносительны уму, который
мыслит их, и не обладают независимым существованием. Она не может нам сказать
что-либо определенное ни о неизменном, существующем, как говорят, отдельно от
происходящего в мире, ни о майе, которой приписывают способность создавать мир.
Философия не может помочь нам непосредственно постичь реальность. С другой
стороны, она утверждает, что, осмысливая реальность, мы ее извращаем. Может
быть, этим мы служим интересам истины, поскольку она установлена. Мы можем
продумать до конца, логически обосновать и содействовать распространению этой
философии. Сторонники чистого монизма признают более могущественную силу, чем
абстрактное мышление, которая дает нам возможность ощущать воздействие
реальности. Мы должны погрузиться во всеобщее сознание и стать сопротяженными
со всем существующим. Тогда мы будем не столько мыслить о реальности, сколько
жить ею, не столько знать о реальности, сколько становиться ею. Такой крайний
монизм с его различением логики и интуиции, реальности и мира существования мы
встречаем в некоторых упанишадах, трудах Нагарджуны, ультрафилософских
размышлениях Шанкары, Шри Харши и адвайта веданты. Отголоски крайнего монизма
слышатся на Западе у Парменида и Платона, Спинозы и Плотина, Бредли и Бергсона,
не говоря уже о мистиках13.
Каким бы простым и чистым ни было бытие для интуиции, для интеллекта оно
является не чем иным, как абсолютной абстракцией. Предполагают, что оно
продолжает существовать даже тогда, когда уничтожаются всякий факт и форма
существования. Это – остаток, сохраняющийся при абстрагировании от целого мира.
Отвлечься от моря и земли, солнца и звезд, времени и пространства, человека и
бога – трудная задача, за которую берется мысль человека. Когда делается усилие
уничтожить весь окружающий мир, снять все сущее, то, по-видимому, ничего не
остается для мысли. Если все существующее уничтожается, то мысль, конечная и
относительная, к своему крайнему огорчению, приходит к выводу, что больше
ничего не остается. Для ума, мыслящего понятиями, основное положение интуиции:
"есть только бытие" – означает, что вообще ничего не существует. Как говорил
Гегель, мысль может иметь дело лишь с определенными реальностями, конкретными
вещами. Для нее всякое утверждение заключает в себе отрицание, и наоборот. Все
конкретное есть становление, объединяющее бытие и небытие, положительное и
отрицательное. И так, те, кто не у
|
|