|
"даршана", таким образом, употребляется
для обозначения всех воззрений на реальность, усвоенных умом человека, и если
реальность одна, различные воззрения, пытающиеся обнаружить одно и то же, не
должны противоречить друг другу. Они не могут иметь что-нибудь случайное или
произвольное, но должны отражать различные точки зрения, полученные от одной и
той же реальности. Тщательно рассматривая отдельные взгляды, которые получает
наш ум, охватывая действительность с разных сторон, мы поднимаемся на вторую
ступень полного изображения реальности в логических понятиях. Когда мы осознаем
недостаточность логического отражения реальности, мы пытаемся постичь реальное
с помощью интуиции, в которой поглощены интеллектуальные идеи. И тогда нам
говорят, что мы получаем чистое "бытие" крайнего монизма, от которого мы
возвращаемся к логической реальности мысли, снова читаемой нами самими буква за
буквой в различных системах. В применении к этой последней "даршана" означает
любое научное описание реальности. Таково то слово, которое своей красивой
неопределенностью символизирует всю сложность философского вдохновения.
"Даршана" – духовное восприятие, весь кругозор, раскрывающийся душевному
чувству. Этот взгляд души, возможный лишь там и тогда, где существует философия,
является отличительной особенностью истинного философа. Итак, высочайшие
триумфы философии доступны только тем, кто достиг в самом себе чистоты души.
Эта чистота основана на мудром принятии опыта, понимаемом только тогда, когда в
человеке обнаруживаются некоторые моменты скрытой силы, благодаря которым он
может не только созерцать, но и постигать жизнь. Черпая из этого внутреннего
источника, философ показывает нам истину жизни, истину, которую чистый
интеллект раскрыть неспособен. Проницательность порождается из таинственного
центра, в котором сосредоточен весь опыт, столь же естественно, как рождается
плод из цветка. [2]
Прежде чем отправиться на поиски, искатель истины должен, выполнить
определенные существенные условия. В своих комментариях на первую сутру
Веданта-сутр Шанкара доказывает, что четыре условия являются существенными для
каждого изучающего философию. Первое условие заключается в том, чтобы знать о
различии между вечным и приходящим. Это не означает полного знания, которого
можно достичь только в итоге, а лишь тенденцию у ищущего подвергать все
сомнению, склонность к метафизике, которая не признает за абсолютно реальное
все видимое. Ищущий истину должен обладать исследовательским духом, чтобы все
подвергать проверке живым воображением, которое могло бы извлекать истину из
массы, казалось бы, разобщенных фактов, и привычкой к размышлению, которая не
позволит его уму бесплодно растрачивать свои силы. Вторым условием является
отказ от желания наслаждаться плодами действий либо в настоящей, либо в будущей
жизни. Это условие требует отрешения от всех мелких желаний, личных мотивов и
практических интересов. Для познающего ума размышление или исследование есть
его единственная цель. Правильно использовать интеллект означает понимание
вещей, как хороших, так и плохих. Философ – это естествоиспытатель, который
должен следить за движением вещей, не преувеличивая добро и не преуменьшая зло
в угоду своим предрассудкам. Он должен стоять вне жизни и созерцать ее. Говорят
также, что философ не должен любить настоящее или будущее. Только тогда он
может рискнуть всем во имя своего ясного мышления и беспристрастного мнения и
развить объективный взгляд на мироздание, соединенный с преданностью фактам.
Чтобы достичь этого настроения, его душевный мир должен претерпеть изменения,
что требуется третьим условием, согласно которому философ испытывает чувство
радости, приобретая сдержанность, отрешенность, терпение, спокойствие духа и
веру. Только обученный ум, всецело управляющий телом, может всю жизнь
предаваться исследованиям и размышлениям, ни на мгновение не выпуская объект из
поля зрения и не поддаваясь какому-либо земному искушению. Добивающийся истины
должен обладать необходимым мужеством потерять все во имя своей высшей цели. В
самом деле, он должен подчинятся суровой дисциплине, отвергать наслаждение,
испытать горе и презрение. Дисциплина духа, включающая безжалостный
самоконтроль, даст возможность искателю истины достичь своей цели – свободы.
Стремление к мокше, или освобождению, – есть четвертое условие. Метафизически
настроенный человек, упражняющий свой ум и отрекшийся от всех своих желаний,
имеет только одно всепоглощающее стремление – осуществить цель или постичь
вечное. Народ Индии питает столь глубокое уважение к философам, прославившимся
могуществом познания и силой интеллекта, что преклоняется перед ними.
Пророческие души с благородной страстью к истине, проводящие долгие дни и
бессонные ночи в упорных стараниях постичь тайны мира и найти способ их
выразить, – это философы в подлинном смысле этого слова. Они постигают
жизненный опыт на благо человечества, которое вечно благодарно им.
Благоговение к прошлому является другой национальной чертой индийцев. В долгом
шествии веков проступает определенная настойчивость характера, упорное
стремление ничего не утратить. Сталкиваясь с новыми культурами или с быстрым
прогрессом знаний, индийцы не поддаются минутному искушению, а крепко держатся
за свои традиционные верования, перенося, насколько это возможно, новое в
старое. Этот консервативный либерализм является тайной успеха индийской
культуры и цивилизации. Из великих мировых цивилизаций, поседевших от веков,
лишь индийская цивилизация продолжает существовать. О великолепии египетской
цивилизации можно узнать только из сообщений археологов и чтения иероглифов.
Вавилонская империя со своими чудесами науки, ирригационным и инженерным
искусством является ныне не чем иным, как грудой развалин. Великая культура
древнего Рима с его политическими институтами и идеалами закона и равенства
|
|