|
телом, которые проявляются во всех феноменальных вещах, начиная с атома до
человека и выше человека. И оба эти начала являются эманациями Того, или
Брахмана, или вовлекаются им в видимое бытие в процессе мироздания. Вместо того
чтобы быть "аспектами" Абсолюта, они являются просто проявлениями, или
эманациями, или даже "мыслеформами" в уме Единого, как мы это изображали в
нашей предыдущей серии чтений.*
* См. соч. того же автора "Джняна-йога" – прим. пер.
Итак, вы видите, что учения Капилы совпадают с общим планом великой
индийской идеи и вовсе не являются ни исключением, ни разномыслием. В связи с
этим мы обращаем ваше внимание на частое употребление слова "вечность" в
некоторых индийских сочинениях. Во многих случаях термин употребляется в
западном смысле, т.е. в смысле "длительности без начала и конца" – условия
бесконечности и времени. Но так как истинный индийский философ приписывает
такое свойство только Тому и отказывает в нем всему прочему, то ясно, что вне
Того слово теряет для него свое значение и не может быть употребляемо. Встречая,
однако, надобность прибегать к этому слову во второстепенном значении, его
применяют к предметам, существование которых длится в течение целого периода
космической деятельности, распространяющегося на огромное протяжение времени.
Период этот заканчивается, когда все окончательно исчезает в Том и цикл
деятельности прекращается; за ним следует цикл недеятельности, когда все
проявления, эманации, феномены и идеи поглощаются Тем, который пребывает один,
пока не начнется следующий период космической деятельности. Е. П. Блаватская
говорит в примечании к своему "Голосу Безмолвия": "Вечность у восточных народов
имеет совершенно другое значение, чем у нас. Она приравнивается, обыкновенно, к
сотне веков Брамы, соответствующей периоду в 311 040 000 000 000 лет,
называемому "махакальпа". Таким образом, видите, что отношение к пуруше и
пракрита как к "вечным" не противоречит идее об их природе и их недолговечности
по сравнению с Тем. И это третье воззрение на внутренние учения системы санкхья
согласуется и с нашим их пониманием, почему не видим никакого основания
относиться с неодобрением к образу мыслей школ санкхья. Всякое иное понимание
оказалось бы в противоречии с общим направлением индийской мысли и не
согласовалось бы с разумными убеждениями тех, кто знаком с образом мыслей
современников Капилы и с методами индийской философии вообще. Теперь
познакомимся с подробностями учения, касающегося пуруши и пракрита.
Согласно Капиле, пурушу не следует представлять себе в качестве одного
великого всемирного духа, или мирового духовного начала, т.е. в смысле
неделимого единства, но скорее в смысле бесчисленного множества индивидуальных
духов, или духовных атомов, тяготеющих друг к другу, в силу взаимного
притяжения и сродства, какие возникают, благодаря общности их природы, – атомов,
тем не менее свободных, независимых и индивидуальных. Капила показывает, что
если бы пуруша был только один, разделенный на бесчисленные крошечные части, то
последние были бы совершенно одинаковы по своей природе, равны между собою во
всех отношениях и не проявляли бы никакого разнообразия; между тем как природа
свидетельствует о постоянном и бесконечном разнообразии. В философии Капилы нет
никакого мирового пуруши, никакого Ишвары, никакого Личного Бога. По выражению
одного писателя: "Капила не находит никакой надобности в личном Боге; его идее
многих пуруш почиталась достаточной для объяснения одухотворения материи в силу
закона природы".
Капила утверждает, что пуруша есть чистый дух, или субстанциональный,
трансцендентальный интеллект (независимый от манаса или ума), но что он выше
всяких атрибутов и качеств (не обладает никакими) и при своих естественных
условиях не испытывает ни радостей, ни страданий, никаких эмоций и ощущений,
какие испытывает душа в силу своего воплощения в пракрита, которая развивает ум,
органы чувств и т. п. Пока дух свободен и не запутался в пракрита, он
пребывает в состоянии блаженства, мира и покоя, углубленный в абсолютную
медитацию, которая заключается в "ничего не знании". Когда же душа вовлекается
в материальное существование путем соединения с пракрита, она своим духовным
светом озаряет физический организм и умственные способности и становится
способной вступить в бытие опыта, или, иначе говоря, начать личную жизнь в
физическом мире. Она действует на пракрити как магнит на куски стали,
намагничивая их и сообщая им силу, которой раньше они не обладали и которой не
могли обладать, не находясь в ее "поле влияния". Но сама она не обладает
никаким собственным, действительным хотением, или волей, и потому не способна
проявлять себя иначе, как посредством разных форм и фаз пракрити. Вовлечение
пуруши в вещество пракрити производит то, что мы называем душою, т.е. это тот
же пуруша, поставленный в определенные условия для проявления ума, снабженный
орудиями и организованный. Душа подчиняется законам "сансары" (санскритское
слово, подразумевающее цикл существования), со свойственной ей цепью
соотношений между причиной и следствием, с кармическими результатами и с
повторными рождениями. Сансара приносит душе страдания, почему усилия
заточенного в теле пуруши направлены к тому, чтобы освободиться от тела и
вернуться опять в свое состояние блаженства. А потому цель учения санкхья
заключается в том, чтобы дать заключенному, страдающему пуруше, средства к
освобождению, чтобы он мог уйти за пределы сансары, повторных рождений, кармы,
опыта и чтобы он мог вновь вернуться к своему нормальному, естественному
состояние бессознательной свободы и блаженства, где нет изменения и страдания,
– к тому состоянию, некоторым символом которого может служить "сон без
сновидений".
Система санкхья утверждает, что пуруши первоначально существовали чисто
духовно, не подвергаясь очарованиям пракрити и не испытывая желания жить
|
|