|
все вообще человеческие теории и верования; но доколе существует человеческая
мысль, до тех пор эти элементарные истины должны быть приняты в качестве
основных и необходимых. Если вы подвергнете исследованию религий и философские
системы западного мира, вы найдете тот же основной фундамент под ними всеми;
если бы было иначе, они не могли бы долго существовать.
Вышеприведенные основные истины индийской философии, по отношению к Тому,
принимаются лучшими мыслителями Индии за аксиомы и не подвергаются никакому
сомнению. Для того чтобы вы могли понять рассуждения, с которыми придется
встречаться в следующих чтениях этой книги, где будут рассмотрены различные
философские идеи, было бы очень важно для вас получше ознакомиться с
вышеуказанными характерными особенностями рассуждений древних индийских
мудрецов. Вы найдете, что, однажды хорошо с ними освоившись, вы будете в
состоянии оценить каждый метафизический и философский вопрос с необыкновенной
ясностью мысли и умением разбираться в деле. Это аксиомы индийской мысли,
формулированные много веков тому назад самыми сильными философскими умами, о
каких мы имеем сведения. Они заслуживают внимания каждого, кто хочет мыслить
по-философски.
* * *
Следует отметить, что, формулируя вышеуказанные основные принципы индийских
систем философии, древние учители оценивали свою задачу исключительно с точки
зрения чистого разума, независимо от каких-либо религиозных учений или голосов
религиозных авторитетов. И это не потому, что древние учители хотели выразить
свое недоверие господствующим в их время религиям, а потому что они чувствовали,
что истина должна быть выше того, что дается простой верой или согласием с
учениями и догматами, установившимися по повелению лиц, обладающих
действительным или предполагаемым авторитетом. Они чувствовали, что человек
одарен разумом для того, чтобы он мог сам разобраться в великих проблемах жизни
и бытия во вселенной, – разумом, который не требуется для борьбы за
материальное существование, но который, очевидно, развился в целях применения
его для чисто интеллектуальных функций. При таком убеждении становится
обязанностью передовых людей развивать свой ум до крайней возможной степени,
производить расследования в высших, доступных ему, областях и, достигнув ценных
умозаключений, иметь мужество отстаивать их.
Но были еще и другие причины, побудившие этих древних мыслителей учреждать
философские школы, предназначенные существовать рядом с религиозными учениями
их расы. Эти мудрые люди предвидели возникновение догматических религиозных
учений, или теологии, покровительствуемой и поддерживаемой жрецами,
извлекавшими для себя лично выгоды из такого порядка вещей. Цель жрецов
заключалась в том, чтобы приучить население к массе догматов, к разным так
называемым "авторитетным" наставлениям, торжественным богослужениям, обрядам и
верованиям, совершенно чуждым сущности истинной веры, в которых покров
обрядности, в конце концов, заглушал истинные религиозные идеи. Эти опасения
вполне оправдывались человеческим опытом всех времен и всех народов: рост
организованной церкви и духовенства неизменно сопровождался стеснением
философской свободы и ясности мысли, а также извращением первоначальных учений
данной религии. Таковы законы церковной организации и кристаллизации верований.
И вот древние мудрецы задумали учредить рядом с традиционными религиозными
учениями другую школу религиозной мысли, – мысли, опирающейся скорее на
заключения чистого разума, чем на веру и на авторитет. Таким образом они
надеялись сохранить чистоту учений и яркость пламени Истины даже тогда, когда
время от времени покров церковности окутывал бы индийские учения.
Эта предосторожность способствовала сохранению в целости истинной
философской мысли в Индии в течение более чем пяти тысяч лет. По временам
религиозные вожди и наставники становились педантичными приверженцами
правоверности, а потому обрядность, форма, церемониал и догматизм заставляли
народ забывать древнюю мудрость. Боги, полубоги и сверхъестественные существа
разного рода вытесняли мысль о Том из ума народа, и То казалось лишь бледным и
туманным пятном по сравнению с олицетворением божества и многочисленными
божественными воплощениями. И таким образом религиозные формы процветали, но
дух религии слабел и отлетал. Тогда можно было быть уверенным, что появится
какой-нибудь еретик, или диссидент-протестант, или реформатор, – который,
вернувшись к древним учениям и миросозерцанию предков, будет проповедовать
учение о Том и о необходимости поставить в основание веры Чистый Разум вместо
церковного формализма и догматической теологии, на которых зиждется так многое
из того, что носит название "религии". Эти реформаторы привлекут к себе многих
мыслящих людей, а за ними последуют в большом числе уже и люди менее
интеллигентные, и образуется новая школа или форма религии; причем, если она
будет основана на правильных суждениях и сумеет дать практические указания, то
будет расти, процветать и преуспевать не менее школ прежних наименований. Но
рано или поздно умственная апатия и оцепенение мысли, свойственные старости,
вкрадутся в жизнь новой школы, и тогда произойдет новый раскол и новая реформа.
Таким-то образом, на протяжении столетий, появлялись школа за школой и
происходили раскол за расколом; и каждая школа имела свое начало, подъем,
упадок, ветхость и кончину. Вместе с тем для каждой из них источником
вдохновения служила философия предков, которая передавалась, главным образом,
путем преданий и в легендах, так как восточная память замечательна в этом
отношении: учения, появившиеся много веков тому назад, передаются от учителя к
ученику изустно, в нетронутом виде, вплоть до наших дней.
По истечении нескольких столетий стали появляться многочисленные сочинения
индийских писателей, в которых, естественно, находились упоминания и отзывы о
|
|