Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Чаттерджи - Сокровенная религиозная философия Индии. 1898.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-
 
 которые не способны были развить эти качества, учения Advaita не передавались 
никогда. 
   Все шесть философских школ Браманизма сходятся в одном и том же выводе: все 
они ищут освобождения от земного ограничения, от цепей, налагаемых на человека 
рождениями и смертями, и все признают, что единственное средство для разбития 
этих цепей - разрушение неведенья (Avidya) и овладение божественной мудростью 
(Vidya). 
   Для реального осуществления этой идеи освобождения, рядом с учениями 
Браманизма, существует наука йога (единение с мировым Я), дающая с этой целью 
эзотерические психологические методы. Признавая эволюцию скрытых в проявленной 
вселенной сил - Волей Единого, йоги считают целью земного существования 
раскрытие заложенных в человеческой душе божественных свойств. При обыкновенной 
жизни раскрытие это происходит стихийно, с бесконечной медленностью с точки 
зрения земного представления о времени. Наука Йога дает методы для ускорения 
естественного хода эволюции Духа, основываясь на том же законе, по которому 
сильный и опытный пловец может достигнуть другого берега несравненно быстрее, 
чем бросаемая волнами соломинка. 
   Упражнения йоги состоят во внутреннем очищении, в уничтожении эгоизма, 
чувства разобщения от остального мира, в развитии воли и самопознания, в 
глубоком сосредоточении в пробуждении интуиции. Методы йоги не встречаются 
нигде в полном своем объеме; видоизменяясь сообразно индивидуальным свойствам 
каждой ищущей души, они требуют личного руководства и передаются устно учителем 
(Гуру) своему ученику (Чела). 
   В талантливой передаче брамана Чаттерджи чуждых западу индуисских учений 
ясно выступает знакомство автора с западноевропейской наукой; это знакомство 
помогает ему облекать отвлеченное и трудное для усвоения мировоззрение 
Браманизма в форму наиболее доступную для западного ума. За последнее 
двадцатилетие религиозные учения древнего Востока вызывают к себе большой и все 
возрастающий интерес на Западе, особенно в Англии. Одной из главных задач 
нового духовного движения на западе, которое носит название теософического, 
является изучение древних религий Востока. Движение это вызвало к жизни богатую 
содержанием литературу; в Мадрасской библиотеке теософического Общества собрано 
более 3000 драгоценных древнеиндусских манускриптов и более 10000 печатных 
произведений, содержащих исследования религий древней Индии. Ежегодно выходят 
новые книги на всех европейских языках, а также на местных индусских наречиях, 
посвященные тем же вопросам и, кроме того, издаются не менее 30 периодических 
журналов в различных странах Европы, Азии и Америки, занятые исключительно 
исследованиями религий и культур древнего Востока. (Сведения эти взяты из 
ежегодного отчета Теософического Общества, напечатанного в за март 1903 года 
стр. 85. ) 
   Несомненно, что такое редкое явление как публичные лекции ученого Брамана, 
передающего европейской аудитории сокровенные учения своей религии, вызваны 
этим живым и серьезным интересом запада к глубокой философии древнего Востока. 
Имея в виду религиозные искания последнего времени, думается, что и для 
русского читателя предлагаемая книга представит серьезный интерес. 
   Е. П. 
   Вступление. 
   Цель наших собраний, которые мы открываем настоящей беседой, направлена к 
тому, чтобы дать серьезно интересующимся индусской эзотерической философией 
хотя бы некоторые понятия о ее главных чертах. 
   Мы постараемся, в течение этих бесед, передать возможно короче, как понимает 
индусская философия природу человека и его место в мироздании, как она понимает 
вселенную и цели и законы ее проявления. 
   Начнем прежде всего с анализа нашей собственной природы. Мы увидим вскоре, 
что во всей вселенной, вне нас самих, мы знаем только одно движение. <Вещь в 
себе>, как сказал бы Кант, мы не можем постигнуть с помощью наших органов 
чувств. Когда мы начинаем исследовать окружающие нас объекты, мы увидим, что 
они не имеют, как таковые, абсолютной реальности. Все, что мы видим, имеет не 
более как относительное значение, меняющееся сообразно условиям нашего 
восприятия. Сущность же вещей остается для нас неизвестной. 
   Чтобы познать эту сущность, человек должен познать самого себя. Это 
предвидели великие учителя всех стран и народов. Вы конечно знаете древнее 
изречение Сократа: <Познай самого себя>. Этим изречением предлагается начинать 
истинное познание с глубокого изучения нашей собственной природы. В этом же 
смысле ваш великий учитель Христос завещал своим ученикам искать царства Божия 
внутри себя. 
   Только углубляясь в самих себя, мы можем найти истину. Мы увидим, что в 
человеке заключается не только соотношение и сходство со всем, что есть во 
вселенной, но что в нем же находится и космическая сила во всей своей 
целостности, ибо она не разделима: Первопричина проявляется всегда как 
Всеединство. Вот почему даже в песчинке вы найдете всю целость космической 
энергии, хотя в форме темной и глубого скрытой. 
   Но так как песчинка находится вне нашего существа, то мы не можем понять 
природу, изучая песчинку. Мы можем изучить основательно только одно: себя самих.
 Познав же себя, мы познаем и природу Космической Силы. 
   Вот почему я начну с анализа человеческой природы. Я постараюсь ввести вас, 
шаг за шагом, в самую глубину святилища, которое заключается в сердце каждого 
из нас. Потом, когда мы поймем природу человека и его способ существования в 
различных сферах вселенной, мы постараемся схватить самый принцип вселенной, 
анализируя объекты нашего восприятия, затем, мы постараемся понять, каким 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-