Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Чаттерджи - Сокровенная религиозная философия Индии. 1898.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-
 
Востока. Без этого ключа истинный смысл Браманизма остается непонятным. 
   На идее духовной эволюции был основан весь строй древней Индии с ее кастами, 
представлявшими собой политическую ткань народной жизни, но в основе своей 
имевшими эзотерическое учение о постепенной эволюции человеческой души. Низшая 
каста Shudra должна была развивать в человеке долг послушания и земного 
служения; следующая каста Vaishaya, в которой дозволялось накопление богатств, 
имела целью развивать бескорыстие, долг праведного употребления земных благ; в 
третьей касте, Kshatriya, человек научался cамоотвержению, готовности 
жертвовать жизнью во имя долга; четвертая каста Браманов развивала в человеке 
равнодушие ко всему временному, стремление к освобождению от земных 
существований и к единению с Первоисточником жизни. 
   Внешний культ Браманизма обнимал собой все подробности семейной и личной 
жизни древнего индуса. Опираясь на эзотерическую идею духовной эволюции, культ 
этот имел целью воспитывать и направлять молодую душу, поднимая ее 
последовательно и постепенно на высшие ступени духовного развития. Строгие 
правила праведной жизни, предписываемые народу, имели целью направлять 
неразвитого человека так, чтобы он, в своем неведении, не нарушал 
гармонического сочетания своей личной жизни с окружающей его средой, видимой и 
невидимой. 
   В древности Браманизм представлял собой действительно школу народного 
воспитания. Учения его основывались на глубоком знании человеческой души, 
отвечая одинаково потребностям как самого темного человека, в душе которого 
шевелилось первое слабое движение к Богопознанию, так и самого развитого и 
мудрого; учения эти обнимали всех в полноте одной и той же религии. Так высоко 
отвлеченная идея о трех аспектах проявившейся божественной Сути 
(Sat-Сhit-Ananda) сокровенной философии народу давалась в конкретной форме 
Индусской Тримурти: Брама-Вишну-Шива; учение о потусторонней духовной эволюции 
- под видом иерархии богов (Devas); эзотерическая идея о жертве Единого, 
который, ограничивая свою единую Суть, скрывает себя под изменчивыми и 
преходящими формами (Maya) для того, чтобы дать жизнь множеству, идея эта, 
отразившаяся на индусском воззрении что все мировые явления основываются на 
взаимной жертве, выражалась во внешнем культе в ритуале жертвоприношений. 
   С упадком Браманизма настало постепенное вымирание древней цивилизации Индии,
 и до нас дошли только ее омертвевшие формы. Но судя по индусским священным 
книгам, по сохранившимся памятникам и образцам древней литературы, жизнь Индии 
в глубокой древности представляла собой стройное целое, в котором все стороны 
народной жизни слагались не стихийно, а были разумными подробностями мудрого 
плана, имевшего целью освятить земную жизнь человека, поднять ее постепенно на 
высоту равномерно развитой общественной, умственной и нравственной культуры и 
привести ее в гармонию со скрытыми законами мировой деятельности. 
   Переходя к философским учениям древней Индии, которые стремились интуитивную 
мудрость своих священных писаний облечь в рациональную форму, мы находим, как 
уже было упомянуто, шесть философских школ Браманизма: Nyaya, Vaishershika, 
Sankhya Kapila, Sankhya Patanjall, Purva Mimamsa и Uttara Mimamsa или Vedanta. 
Последняя делится на три подшколы: Dvaita, Vishishta-dvaitata и Advaitata. 
Браман Чаттерджи (он и в настоящее время состоит преподователем в одной из 
высших индусских колледжей) излагает, конечно только в самых общих чертах 
философскую систему последней. Advaita принимает космогонию Sankhya, признающую 
дуализм проявленной Вселенной: Дух (Purusha), как принцип вечный и низменный, и 
вечная материя (Prakriti), способная к дифференциации, как проводник или орудие 
Духа. Но Веданта идет дальше: она ищет причину проявленной Вселенной; ее три 
отдела представляют собой в сущности последовательное развитие одной и той же 
идеи существования Бога, как источника Вселенной. Dvaita признает вечное 
разделение между Богом и человеком, Vishishtadvaita идет ступенью дальше и, 
утверждая их двойственность, признает конечное единство. Advaita настаивает на 
основном единстве Бога и человека; признавая неведенье (Аvidya) единственным 
препятствием, как бы временной стеной, разделяющей человека от Бога, а 
источником этого неведения - эгоизм, временно отъединяющий индивидуальную душу 
от ее целого, видя в каждой душе как бы отделившийся луч единого света, Advaita 
учит, что это неведенье подлежит уничтожению. Оно окружает человека как бы 
пеленами иллюзий; сбрасывая эти пелены одну за другой, человеческая душа будет 
все более приближаться к своему источнику, Единому Свету, пока не сольется с 
Ним. В своем восторженном преклонении перед этим Светом, словно ослепленный им, 
исповедующие Adviata как бы перестают видеть материальный мир и видят только 
Одно под всеми меняющимися преходящими формами (Maya). В этом <Одно> они 
признают источник всякой жизни, в Нем же они видят и источник земной любви; по 
их представлению мы любим те или иные формы только по тому, что в основе их - 
Одно; <не ради жены дорога мне жена, но ради Единого Я дорога мне жена; не ради 
супруга дорог мне супруг, но ради Единого Я супруг мне дорог. . . не ради Богов 
дороги мне Боги, но ради Единого Я Боги мне дороги>. (Brihadaranyoparishad IV, 
5, 6). И в неустанном искании каждой человеческой души удовлетворения и счастья 
они видят только искание Бога, смутную жажду приобщиться к божественной жизни, 
закон которой - Блаженство. Так освобождаясь постепенно от мрака неведенья, все 
более cветлея и очищаясь влечением к Единому Я, человеческая душа должна 
приближаться все более к свойствам своего истинного Я, пока не сольется с Ним в 
Одно. 
   Из этого видно, в какой степени учение Advaita проникнуто высоким 
идеализмом; учение это оставалось всегда эзотерическим и Мудрец, Shri 
Shankaracharya, стоявший во главе этой школы, ставил непременным условием для 
изучения Advaita развитие известных умственных и нравственных качеств; ученикам,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-