Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Чаттерджи - Сокровенная религиозная философия Индии. 1898.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-
 
второй ступени эволюции является противуположение, контраст между Бытием и 
Небытием. Получается двойственность, плюс + и минус -, мужское и женское начало.
 Не важно выражение, двойственность появилась. Это соотношение Бытия к Небытию 
неизбежно при всяком проявлении, каково бы оно ни было. Во всем, даже на 
физическом плане, вы найдете это соотношение: везде два элемента, два полюса, 
плюс и минус, полжительное и отрицательное. Начало этой двойственности, 
проявляющейся везде и во всем, возникает именно здесь, на второй ступени 
Божественного Проявления. 
   Итак, двойственность Sat-Avidya, * вот второй момент Бытия. 
   * Avidya есть неопределенное наклонение глагола, который означает: "не 
существует" и в то же время "не известен". Vidyata означает одновременно 
"существует" и "известно". Следовательно термины ведать и быть превращены одно 
в другое. Колебания существуют вне нас, но бытие воспринятого объекта 
обуславливается для нас только тем видением которое мы имеем о нем. 
   Перейдем к третьему моменту. В чем он состоит? Следование общему 
психологическому закону может помочь нам и здесь. Применяя его и здесь, я хочу 
показать вам, что индусский мыслитель не признает ничего сверхъестественного 
или чудесного, ничего, что было бы вне всякого закона. Слова "чудесный" и 
"сверхъестественный" совсем не встречаются в словаре индусского философа. 
Следуя общему психологическому закону, представим себе, что Верховное Существо 
производило и знало вселенную в прошлом, и что в настоящем Оно размышляет над 
идеей "нет ничего!" По тому же закону следующим его движением будет возвращение 
к воспоминанию прошедшего, воскрешение в Его Божественной Мысли исчезнувшей 
вселенной. 
   Представьте себе, что вы заснули среди большого города, богатого и 
блестящего, полного жизни и движения, что во время вашего сна город исчез и на 
его месте водворилась пустыня. Ваша первая мысль, при пробуждении, неминуемо 
обратится к окружающей вас пустыне: ничего нет! Далее, ваша мысль также 
неминуемо возвратится к тому, что существовало раньше. По индусской философии 
тоже происходит и вверху: Бог размышляет о небытии вселенной, - мысль Его 
рождает воспоминание о прошедшем. Эта память Верховной Сущности называется 
"Mahat", Великое, то, что не имеет конца. Каждый ученик индусской философии 
знает, что, с другой стороны, "Mahat" означает божественное Мышление (Ideation).
 Mahat, Первообраз настоящей вселенной есть не что иное, как воспоминание о 
прошедших мирах. 
   В Пуранах эта идея называется "Sesha", остатки прошедшего, или также 
"Ananta", что означает "бесконечные остатки прошлого". В этом можно уловить 
причину разнообразия, которое проявляется во вселенной. 
   Обычный вопрос о том, как из Единого производится все разнообразие, почему 
Единый создает всю бесконечную многочисленность видимых форм, этот вопрос 
предполагает, что настоящая вселенная - первое Творение, и что было время, 
когда не существовало ничего сотворенного. Но если мы примем, что Творчество не 
имеет ни начала, ни конца, мы поймем, что разнообразиие форм настоящей 
вселенной произошло от разнообразия прошедших миров и что зародыш существующего 
разнообразия переносится от одной Kalpa к другой воспоминанием о прошедшем, 
называемом Mahat. 
   Названные три начала: Brahma, Sat-Avidya и Mahat суть тройное проявление 
Единого. В западной литературе, комментирующей индусскую философию, они 
получили название Первого, Второго и Третьего Логоса. Термин Логос или Глагол 
взят из греческих книг. Его же встречают в 4-ом Евангелии: "В начале было Слово.
 . . " Три Логоса или Три Лица Троицы Христианской теологии появляются в 
индусской теологии под вышеупомянутым видом. За исключением имен и формы, нет 
разницы между тем и другим понятием. Следовательно - Троица есть идея высоко 
философская, если рассматривается с точки зрения метафизической и рациональной. 
В Ветхом завете встречается почти тоже самое: "И тьма над бездною, и Дух Божий 
носился над водою". Не трудно сделать вывод, что "бездна" соответствует Avidya 
или Небытию. В других символиках этот второй принцип носит также название 
"воды". В Пуранах мы его снова находим под именем Karanara: вода всех причин. 
   Я не могу входить здесь в сравнение различных систем, но вы увидите, что 
одна и та же идея встречается везде, только под различными именами. Разница 
только в том, какова точка отправления в раазличных религиях (психологическая, 
математическая и т. д. ). Раз определена точка отправления, остальное совпадает 
во всей точности. Египетская Троица, как вы знаете, состоит из Озириса, Изиса и 
Горуса. Первоначальная Христианская Троица состояла из Отца, Матери и Сына. В 
индусской философии Brahma соответствует Отцу, Avidya (женское начало) Матери, 
Mahat - Сыну. И всюду женское начало представляет собой жизнеспособную основу 
всякого проявления. Природа третьего начала выражает собою по преимуществу 
проявление: все, что есть обязано своим бытием этому третьему началу. Ибо оно 
дает Идею, а только Идея делает предмет действительно возможным. 
   Примечание: Два высшие начала в человеке, те, которые мы не назвали в нашей 
первой беседе, соответствуют Brahma и Sat-Avidya. Их называют также Purusha и 
Avyakta или Prakriti. Atma соответствует Mahat. Но внутри нас различие Purusha, 
Avyakta и Atma в настоящее время невозможно. Они поистине "три в одном и одно в 
трех", о чем говорит __ символ. Для нас Atma есть Триединство и может быть 
изображено знаком \/ (равносторонний треугольник вершиной вниз). 
   Процесс мирового проявления (продолжение). 
   Будем продолжать наше исследование о сути космической эволюции. Исследование 
это - трудно и может быть понято только немногими. Поэтому мы пройдем его 
быстро, останавливаясь только на главных чертах творческого процесса. Не 
касаясь Абсолютного, мы видели, что Божество проявляется под тремя видами: Sat, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-