Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: Индия :: Чаттерджи - Сокровенная религиозная философия Индии. 1898.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-
 
пробегается орбита. 
   Существенная подробность заключается в том, что чем более сознание удалено 
от центрального начала, тем восприятие его становится все более и более неясным 
и смутным. Планеты, наиболее удаленные от солнца, получают от него только 
смутный отблеск; точно так же и мы, находящиеся на физическом плане, видим 
только тени и смутные образы Реального, в такой степени мы удалены от 
центрального Солнца Духовной Истины. 
   Если вы хорошо усвоите общую идею времени и пространства, вы лучше поймете 
процесс эволюции, процесс, который мы будем рассматривать с психологической 
точки зрения. Эта точка зрения одновременно и более понятная и более 
совершенная потому, что она рассматривает Единую Реальность как сознательную, 
самоуправляющуюся. 
   Но прежде всего необходимо проникнуться тою истиной, что творчество 
действительно не имеет ни начала, ни конца. 
   Все миры рождаются и умирают по очереди; наш мир не составляет исключения. 
Ему предшествовал другой мир; он плод этого другого мира и, расторгаясь, он 
представит зародыш для нового будущего мира. Этот последний, со своей стороны, 
будет причиной нового мира, и так продолжается творчество через двойную 
вечность прошедшего и будущего. Это - факты, не подлежащие нашей проверке; но 
Те, Которые дошли в своей эволюции до недоступных для нас высот, 
свидетельствуют о них, как об истине. 
   Их свидетельство подкрепляется мировым законом чередования, с которым мы 
познакомились в прошлой беседе. 
   Все, что мы знаем, подвержено этому закону периодической деятельности и 
покоя; почему же миры должны составлять исключение? 
   Этот циклический процесс мироздания называется в индусской философии "Kalpa",
 что означает воображение. Определение вполне верное: вселенная поистине 
Воображение Бога - Творца, и анализ объектов доказывает, что все, что есть, не 
более как образы и идеи. * ("Kalpa" заключает в себе полный цикл, т. е. период 
деятельности и следующий за ним период покоя, или иначе одну "Manvantara" и 
одну "Prniaya". ) 
   Перейдем теперь к процессу творчества. Предположим вселенную ужепроявленною. 
Когда настает период покоя, Божественное Воображение, созидание идей, 
прекращается. Силы, действующие в космосе, постепенно нейтрализуются; под конец 
вселенная распадается. На символическом санскритском языке "Брама засыпает", 
все - спокойно, неподвижно, пассивно: ничто не существует. Всемирная ночь 
царствует до пробуждения Брамы. 
   Здесь я должен упомянуть, что - Верховный Принцип являет два вида: 
   1-й Brahman (нейтральный) есть Абсолютное, без аттрибута, без постижимого 
отношения к проявленной вселенной. 
   2-й Brahma (мужской) есть Первое, производящее вселенную, следовательно 
состоящее в отношении к ней. 
   Brahman - поистине Неизреченное, То, что нельзя выразить: Brahma - Бог, 
единое и первое Начало вселенной. Уже потому, что Brahma есть Первое, оно не 
может быть Абсолютным, ибо "первый" есть аттрибут, который обозначает первое 
выражение в целой серии и предполагает отношение к последующему. 
   Абсолютное никогда не упоминается в индусской философии; когда о Нем 
задается вопрос, индусский философ отвечает: "не то, не то!", * отрицая всякий 
аттрибут, отрицая всякий предикат. (* Карейская Каббаля стремится выразить ту 
же идею, обозначая Абсолютное выражением: "Ain Boph", то, что существует 
отрицательно. ) Абсолютное - неизреченно, оно выше всякой проявленной мысли. 
   Это определение (или скорее отсутствие определения) Brahman заставляет 
западных мыслителей возражать, что раз отрицается всякий предикат, Brahman и не 
может существовать. Но Индусский философ отрицает даже этот аттрибут 
несуществования: одно молчание может выразить Абсолютное. 
   Не касаясь совсем Абсолютного, начнем наше изложение с Первопричины, Brahma, 
при пробуждении Которого вселенная вступает в проявление. 
   Можно так начертать порядок Божественного Проявления: 
   Brahman 
   1. Brahma: Господь, Закон или Сущность, "Sat", Реальное. 
   2. Avidya: Небытие, Нереальное. 
   3. Mahat: Глагол, Божественное Мышление (3-й Логос) 
   Мы помещаем Brahman поверх черты, потому что ничто не может быть сказано о 
Нем. Затем - Brahma. Реальное или Sat, Первопричина, из которой происходит все. 

   Необходимо напомнить при этом, что Brahman и Brahma не более как два вида 
одного и того же: между ними никакой разницы по существу, не более как между 
кругом, образуемым раскаленным углем и самим углем. Нужно помнить закон: 
причина, производя действие, остается неизменной. 
   Итак, Brahma пробуждается на заре Кальпы; при пробуждении, первая мысль 
Господа: "нет ничего!" Прежде всего взгляд вокруг и мысль: "ничего!" Здесь - 
психологический закон. 
   Если бы вы внезапно пробудились посреди пустыни, ваше внимание обратилось бы 
непременно на пустоту, окружающую вас. Этот момент может занять одну часть 
секунды, тем не менее он - неизбежен. И тот же закон, под другим видом, 
непостижимым для нас, действует и на Дух Божий при Его пробуждении: закон един 
для малого и для великого, низ отражает верх, "то, что вверху, всегда подобно 
тому, что внизу"* (* Основное положение оккультизма. Прим. перев. ) 
   Первопричина становится в соотношение с видиньем: "ничего нет", виденьем, 
равнозначущим с Небытием. Первопричина есть Бытие, Sat. Таким образом, на 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 33
 <<-