Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: М. Т. Степанянц - Восточная философия: Вводный курс
 [Весь Текст]
Страница: из 44
 <<-
 
  М. Т. Степанянц 
   
   Восточная философия: Вводный курс 
   
   Глава I Зарождение философии
   Глава II Космогоническое понимание начала
   Глава III Происхождение мироздания и его устроение
   Глава IV Природа человека
   Глава V Пути постижения истины
   Глава VI Традиция и современность 
   
   
   Глава I ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
   Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI век до н. э. 
выделяется из всех столетий I тысячелетия до н. э. как время взрыва 
интеллектуальной энергии. Но уже сейчас известны многие предпосылки 
экономического, социального, политического и духовного плана, подготовившие 
указанный перелом. Скачок в развитии производительных сил, появление 
товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение 
первых государств, рост оппозиции традиционной религии, критика нормативных 
нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост 
научных знаний - вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная 
атмосфера, благоприятствовавшая зарождению философии практически одновременно в 
трех очагах древней цивилизации: в Греции, Индии и Китае. Общность генезиса не 
исключала своеобразия путей формирования систематизированного философского 
знания. 
   В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему 
племенные верования и обычаи, основанному на ведийском ритуале, который 
зафиксирован в четырех самхитах, или Ведах (веда - знание), сборниках гимнов в 
честь богов. Каждая Веда позднее обросла брахманами, т. е. описаниями и 
комментариями, а еще позднее - араньяками ("лесные книги", предназначенные для 
отшельников) и затем упанишадами (от словосочетания "сидеть около ног 
[учителя]"). Весь корпус ведийских текстов считался шрути, т. е. священным 
откровением. Истинными знатоками и толкователями ведийской мудрости выступали 
представители высшей касты - брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис 
родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность 
предписываемого ими ритуала. Первыми "еретиками", осмелившимися поставить под 
сомнение всезнание брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Их 
называли шраманами, т. е. "совершающими усилия". То были усилия не только 
аскетического порядка, но и интеллектуального, усилия, направленные на 
осмысление предписаний ведийской религии. 
   VI-V века до н. э. были ознаменованы распространением множества критических 
по отношению к брахманизму течений. 
   Главными из них были адживика (натуралистическо-фаталис-тическое учение), 
джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и сложились позже основные 
философские системы Индии. Первыми показателями самостоятельного 
систематического изложения индийской философии явились сутры (изречения, 
афоризмы, датировка которых колеблется в пределах от VII-VI вв. до н. э. до 
первых веков н. э.). Далее индийская философия развивалась практически в русле 
шести классических систем - даршан (санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики, мимансы, 
веданты), ориентировавшихся на авторитет Вед, а также неортодоксальных течений: 
материалистической чарваки, или локаяты, джайнизма и буддизма. 
   Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии. 
Примечательно, что и в Китае первыми "оппозиционерами" выступали бродячие 
мудрецы-аскеты, подготовившие в эпоху Чжаньго (Борющихся царств) наступление 
"золотого века" китайской философии. Хотя отдельные философские идеи можно 
обнаружить в более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были отчасти 
"Ригведа" и упанишады, а в Китае - "Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" 
("Книга перемен"), философские школы и в том и в другом регионе складываются 
приблизительно в VI в. до н. э. Причем в обоих ареалах философия, достаточно 
длительное время будучи анонимной, с этого времени становится авторской, 
связанной с именами Гаута-мы Шакьямуни - Будды, основателя джайнизма Махавиры 
Вардхаманы, первого китайского философа Конфуция, даосского мудреца Лао-цзы и 
др. 
   Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились 
главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с 
конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не 
привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских 
направлений, в то время как в Китае конфуцианство во II в. до н. э. добилось 
официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала 
XX в. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве 
многочисленных религиозно-философских школ были даосизм и буддизм. 
   Арабо-мусульманская философия - явление средневековья, а потому ее 
становление и развитие значительно отличались от аналогичных процессов в 
древних цивилизациях Индии и Китая. По существу интеллектуальная история арабов 
началась со времени появления ислама, т. е. с начала VII в. Само по себе 
мусульманское вероучение было продуктом взаимодействия арабской культуры, 
христианских и иудейских идей, получивших довольно широкое распространение на 
Аравийском полуострове к концу VI в. В монотеистическом учении Мухаммада 
отразились радикальные перемены, связанные с разложением родо-племенных 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 44
 <<-