|
М. Т. Степанянц
Восточная философия: Вводный курс
Глава I Зарождение философии
Глава II Космогоническое понимание начала
Глава III Происхождение мироздания и его устроение
Глава IV Природа человека
Глава V Пути постижения истины
Глава VI Традиция и современность
Глава I ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI век до н. э.
выделяется из всех столетий I тысячелетия до н. э. как время взрыва
интеллектуальной энергии. Но уже сейчас известны многие предпосылки
экономического, социального, политического и духовного плана, подготовившие
указанный перелом. Скачок в развитии производительных сил, появление
товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение
первых государств, рост оппозиции традиционной религии, критика нормативных
нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост
научных знаний - вот некоторые факторы, из которых складывалась духовная
атмосфера, благоприятствовавшая зарождению философии практически одновременно в
трех очагах древней цивилизации: в Греции, Индии и Китае. Общность генезиса не
исключала своеобразия путей формирования систематизированного философского
знания.
В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему
племенные верования и обычаи, основанному на ведийском ритуале, который
зафиксирован в четырех самхитах, или Ведах (веда - знание), сборниках гимнов в
честь богов. Каждая Веда позднее обросла брахманами, т. е. описаниями и
комментариями, а еще позднее - араньяками ("лесные книги", предназначенные для
отшельников) и затем упанишадами (от словосочетания "сидеть около ног
[учителя]"). Весь корпус ведийских текстов считался шрути, т. е. священным
откровением. Истинными знатоками и толкователями ведийской мудрости выступали
представители высшей касты - брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис
родовой морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безусловность
предписываемого ими ритуала. Первыми "еретиками", осмелившимися поставить под
сомнение всезнание брахманов и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники. Их
называли шраманами, т. е. "совершающими усилия". То были усилия не только
аскетического порядка, но и интеллектуального, усилия, направленные на
осмысление предписаний ведийской религии.
VI-V века до н. э. были ознаменованы распространением множества критических
по отношению к брахманизму течений.
Главными из них были адживика (натуралистическо-фаталис-тическое учение),
джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и сложились позже основные
философские системы Индии. Первыми показателями самостоятельного
систематического изложения индийской философии явились сутры (изречения,
афоризмы, датировка которых колеблется в пределах от VII-VI вв. до н. э. до
первых веков н. э.). Далее индийская философия развивалась практически в русле
шести классических систем - даршан (санкхьи, йоги, ньяи, вайшешики, мимансы,
веданты), ориентировавшихся на авторитет Вед, а также неортодоксальных течений:
материалистической чарваки, или локаяты, джайнизма и буддизма.
Во многом аналогичным было становление древнекитайской философии.
Примечательно, что и в Китае первыми "оппозиционерами" выступали бродячие
мудрецы-аскеты, подготовившие в эпоху Чжаньго (Борющихся царств) наступление
"золотого века" китайской философии. Хотя отдельные философские идеи можно
обнаружить в более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были отчасти
"Ригведа" и упанишады, а в Китае - "Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин"
("Книга перемен"), философские школы и в том и в другом регионе складываются
приблизительно в VI в. до н. э. Причем в обоих ареалах философия, достаточно
длительное время будучи анонимной, с этого времени становится авторской,
связанной с именами Гаута-мы Шакьямуни - Будды, основателя джайнизма Махавиры
Вардхаманы, первого китайского философа Конфуция, даосского мудреца Лао-цзы и
др.
Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились
главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с
конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не
привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских
направлений, в то время как в Китае конфуцианство во II в. до н. э. добилось
официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала
XX в. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве
многочисленных религиозно-философских школ были даосизм и буддизм.
Арабо-мусульманская философия - явление средневековья, а потому ее
становление и развитие значительно отличались от аналогичных процессов в
древних цивилизациях Индии и Китая. По существу интеллектуальная история арабов
началась со времени появления ислама, т. е. с начала VII в. Само по себе
мусульманское вероучение было продуктом взаимодействия арабской культуры,
христианских и иудейских идей, получивших довольно широкое распространение на
Аравийском полуострове к концу VI в. В монотеистическом учении Мухаммада
отразились радикальные перемены, связанные с разложением родо-племенных
|
|