|
Патанджали – “Йога-сутра-бхашья” (VI-VII вв.). Вершина схоластической
проработки материала обеих школ – комментарии Вачаспати Мишры на сочинение
Ишваракришны “Санкхья-таттва-каумуди” (“Лунный свет истины санкхьи”) и на
комментарий Вьясы к сутрам Патанджали “Таттва-вайшаради” (“Искусность в
истине”).
В древних сутрах мимансы философская проблематика была только намечена:
основную задачу эта школа видела в систематизации правил истолкования ведийских
текстов, притом преимущественно связанных с торжественным, “официальным”
ритуалом. Именно схоластам-комментаторам мы поэтому обязаны тем, что в Индии
сформировалась еще одна философская система – миманса-даршана. Уже автор
“Миманса-сутра-бхашьи” Шабарасвамин (V в.) разрабатывает, в полемике с
буддистами, теорию познания мимансы, в которой Веда, как сакральное слово,
противопоставляется другим средствам познания в качестве единственного
источника знания религиозного долга – дхармы, а также обосновывается
своеобразное учение о вечности (несозданности) слова, а значит и самих Вед
(посредством чего отрицается существование какого-либо их автора – божества).
Кумарила Бхатта и Прабхакара (VII в.), написавшие комментарии к комментарию
Шабарасвамина, стали основателями двух соперничавших подшкол. Если первый занял
совершенно непримиримую позицию по отношению к буддистам как основным
противникам брахманской “ортодоксии”, то второй, напротив, нередко воспринимал
их идеи. Расхождения этих подшкол распространялись едва ли не на все
значительные философские проблемы.
Тесными узами родства уже издревле с мимансой была связана веданта: они
вообще обозначаются как, соответственно, “первая миманса” и “вторая миманса”
(первая изучает обрядовую, вторая – мистическую сторону Вед) и многие древние
учителя их были “общими”. Хотя философская проблематика веданты была уже
намечена в древних “Брахма-сутрах”, где основное учение об Абсолюте (Брахман),
как каким-то образом трансформирующемся во все феномены мира, представлено в
противостоянии всем основным философским направлениям, настоящая история
философии веданты также начинается только сейчас. Уже Гаудапада (VII-VIII вв.)
в толковании на “Мандукья-упанишаду”, разрушая, как буддисты-мадхьямики,
реальность соотношения причины и следствия, обосновывает положение о реальности
только неизменного Бытия, объявляя весь видимый мир в конечном счете иллюзорным.
Но основной фигурой становится ученик его ученика знаменитый Шанкара (VIII-IX
вв.) – странствующий проповедник, основатель первых индуистских монастырей,
составитель мистических гимнов и толкователь всех текстов, которые были
признаны ведантистами наиболее авторитетными (основные Упанишады, Бхагавад-гита,
сутры веданты). Из множества приписываемых Шанкаре произведений (а таковыми
считаются более 30) самое значительное – комментарий к сутрам веданты –
“Шарирака-миманса-сутра-бхашья” (“Комментарий на сутры о размышлении над тем,
кто воплощен”). Шанкара разрабатывает самую последовательную монистическую
онтологию (адвайта – букв. “недуализм”), согласно его учению, конечная
реальность может быть приписана только абсолюту-Брахману (в единстве
Бытия-Сознания-Блаженства), тогда как множественность феноменов мира обязана
своим существованием действию Иллюзии (Майя), каким-то образом налагаемой на
него, которая сама не может быть описана как сущая или не-сущая, а потому
характеризуется как “неописуемая” (анирвачания). Соответственно, нет различия и
между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман), и первая обнаруживает
эту тождественность в акте особого прозрения – подобно тому как девушка вдруг
обнаруживает, что у нее на шее золотое ожерелье. Поэтому адвайта-веданта еще
называется и абхеда-вада (“учение о неразличности”). Хотя у Шанкары бесспорны
контакты с негативной диалектикой буддистов-мадхьямиков (см. выше), именно его
деятельность положила начало решающему вытеснению буддизма из Индии. У Шанкары
еще при жизни было много учеников, которых он, по преданиям, поставил
“настоятелями” своих монастырей. Падмапада написал комментарий на начало его
комментария к “Веданта-сутрам”, Сурешвара откомментировал его комментарии к
некоторым Упанишадам, а обращенный им в адвайта-веданту мимансак Мандана Мишра
– трактат “Брахма-сиддхи” (“Достижение Брахмана”), где обосновывается положение
о том, что множественный мир имеет лишь “практическую действительность” для
истинно знающего и другие основоположения шанкаровской философии. Стройное
здание первых комментариев адвайта-веданты достраивает тот же неутомимый
Вачаспати Мишра, составляющий толкование на комментарий Падмапады. Уже в ранней
веданте помимо основной, шанкаровской линии развивались и некоторые другие. Так,
очень крупный языковед Бхартрихари (VII в.) разработал концепцию
Брахмана-Слова, в которой источником бытия признается онтологизируемая “речь”
(шабда), а вся видимость бытия объявляется результатом действия ее “потенций”
(категории бытия, времени, пространства, действия и т.д.). Практически
одновременно с Шанкарой действовал Бхаскара, также откомментировавший сутры
веданты, но подвергший острой критике абсолютизм адвайты как отрицание
реальности за внешним миром и каких-либо сущностных различий индивидуальной
души и Абсолюта. Потому его учение получило название абхеда-бхеда-вада
(“доктрина различности в неразличности”).
Деятельность великого философского энциклопедиста Вачаспати Мишры можно
рассматривать как границу между ранней и поздней индийской схоластикой. Период
после X века – эпоха больших философских синтезов. Начиная со времени Удаяны
(XI в.) формируется синтетическая ньяя-вайшешика, самым весомым плодом которой
следует признать “новую Ньяйю”, основоположенную Гангешей Упадхьяйей (XIV в.),
предвосхищающую своей теорией абстракций некоторые достижения современной
математической логики и вплотную приблизившуюся к введению символов в
логические высказывания. Веданта на почве шиваизма дает североиндийскую,
|
|