|
Декарт) или еще чаще к позитивизму (О.Конт). Оппозиция абстрактности и
созерцательности традиционной восточной философии диктовала обращение к
прагматизму, выдвигавшему программу “реконструкции в философии”, превращения ее
в метод решения практических жизненных проблем (У.Джемс, Дж.Дьюи).
И, наконец, утверждение человека как субъекта общественного преобразования и
совершенствования находило вдохновение и опору у философов, акцентирующих
творческое и волевое начало человека-деятеля (А.Шопенгауэр, А.Бергсон, Ф.Ницше).
Нигилистическое отношение к собственной национальной философской традиции и
“обращение в веру” какой-либо из западных философских систем, наиболее
характерное для начала XX века, оказалось ограниченным и во времени, и по
степени своего распространения, хотя, тем не менее, можно говорить о
формировании целой школы “японского прагматизма”, арабского течения
“социал-дарвинизма” и т.п.
Синтез Востока и Запада
Позиция, ориентированная на восприятие идей, исходящих исключительно с
Запада, вызвала острую критику в общественных кругах стран Востока. Те, кто
жаждут подражать Западу и с корнем вырывают древнюю цивилизацию, по словам С.
Радхакришнана (1888-1975), крупнейшего из индийских философов ХХ века,
предлагают, во имя якобы процветания и благополучия Индии, взять за “духовную
мать” Англию, а за “духовную бабушку” Грецию. Однако, подобное отношение к
собственной культуре губительно: “Если общество перестает верить в свои идеалы,
оно утрачивает ориентиры и руководство”[62] . Вот почему разумнее и
предпочтительнее строить жизнь “на уже заложенном фундаменте” национальной
культуры[63] , что не исключает, а напротив, обязательно предполагает усвоение
ценных элементов западной цивилизации.
Методы усвоения могут быть разными. В одних случаях, они реализуются через
синтезирование западных и восточных идей. Основатель Пакистанского философского
конгресса Мухаммад Маян Шариф (ум. в 1965), разработал онтологическую концепцию
так называемого “диалектического монадизма”. В ее основе – атомистические
построения мусульманского схоластического богословия – “калам”. Вслед за
мутакаллимами (приверженцами калама), М.Шариф утверждает, что вся вселенная и
каждое тело в ней состоят из мельчайших неделимых частиц, которые он именует
“монадами”. Монады – один из трех “типов бытия”. Первый – “конечное Бытие –
Бог”; второй – духовные сущности (монады); третий – пространственно-временной
мир ощущений. Все в мире, начиная с электрона и кончая человеком – суть
духовные монады, порождаемые богом. Поскольку он имманентен каждой из них,
монады вечны, неделимы и невидимы. Низшие монады пользуются меньшей свободой,
высшие – большей. Божественная свобода – источник одновременно монадической
детерминированности и свободы.
Монадология Шарифа во многом напоминает лейбницевскую. Однако он отрицает
принцип непроницаемости монад, утверждая их взаимодействие и даже
взаимопроникновение. Он также “дополняет” Лейбница диалектикой (явно
“подсказанной” Гегелем): монады по своей природе диалектичны, процесс развития
в них протекает по триадам: движение “я” через “не-я” или, скорее, “еще не-я” к
синтезу обоих в более развитое “я”[64] .
Построения М.Шарифа интересны тем, что в них онтологическая схема исламской
схоластики выражена в западно-философских терминах и понятиях, что позволяет
представить мусульманскую традицию как вполне вписывающуюся в мировые
философские стандарты. Еще более существенным является “диалектическое”
переосмысление мутакаллимовой атомистики, подводящее идейное основание под
процесс развития во всех его проявлениях – природных и общественных.
Пример синтеза восточной и западной философских традиций демонстирирует
самый видный профессиональный китайский философ ХХ века Фэнь Юлань своим
оригинальным учением – новым неоконфуцианством, основные положения которого
интерпретированы как логические концепции. Согласно Фэнь Юланю, “новое
рационалистическое конфуцианство” базируется на четырех метафизических столпах:
принцип, материальная сила, субстанция Дао и Великое Целое. “Концепция
принципа” вытекает из утверждения: “Поскольку существуют вещи, должны быть и их
специфические принципы”. Вещь должна следовать принципу, но последний не
обязательно актуализируется в вещи, он принадлежит сфере реальности, а не
актуальности, являет собой чисто формальную концепцию.
Концепция материальной силы следует из утверждения: “Поскольку существует
принцип, должна быть материальная сила”, благодаря которой может существовать
вещь. Материальная сила не принадлежит актуальному миру, а относится к
экзистенции. Она также только формальная концепция.
Дао означает “универсальный процесс”, универсум “ежедневного обновления”,
постоянное изменение. Наконец, Великое Целое, в котором одно есть все и все
есть одно, также формальная концепция: Великое Целое есть общее имя для всего,
оно соответствует Абсолюту западной философии.
Фэнь Юлань (1895-1991) не только “перевел” основные положения
неоконфуцианства на язык позитивизма. Он еще, и это принципиально важно,
фактически подменил неоконфуцианство как философию имманентности, философией
трансцендентности: мир актуальности для него вторичен4 .
Влияние протестантской парадигмы
Усвоение западного может осуществляться посредством восприятия
соответствующих парадигм. Наиболее глубокое воздействие на развитие философской
мысли Востока оказала парадигма европейского позднего средневековья, эпохи
перехода от феодализма к буржуазным формам общежития и миросозерцания, сходной
с тем состоянием, которое характеризует восточные общества ХХ века. Сходной, но
|
|