|
потенции рационализм обнаружил почти сразу же и свои слабости. От имени разума
говорили и философы, ученые, и их противники-теологи, которые использовали для
убеждения людей систему рациональной аргументации, говорили о знании бога,
квазирационально обосновывая веровательную позицию. В дополнение к этому
обозначилась и трудность, с которой столкнулась средневековая философия, –
абсолютизация мысли как сугубо формальной логической структуры, которая будучи
свободной от ошибок, казалось, способна и должна привести к достоверному знанию.
Но результат умозаключения зависел от исходных посылок, а они могли быть
разными и непроверяемыми, как в случае определения Первоначала. С помощью одной
и той же логики могло доказываться как то, что мир – творение бога, так и то,
что бога нет, а мир – извечная материя. Рационализм, замкнутый на себе,
оказывался бессильным предложить единственную непротиворечивую и достоверную
систему знания. Одни аргументы разума разбивались другими. Так создавалась
почва для критического взгляда на самодостаточность разума. Этот скепсис можно
увидеть уже у некоторых философов и ученых той эпохи.
Прежде всего философы-рационалисты обратились к помощи такого качества
интеллекта, как способность к сомнению.
Ислам провозглашает божественное учение совершенным, ненуждающимся в
исправлениях. “Сегодня, – говорит Пророк от имени Аллаха, – я завершил для вас
вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом
как религией”[51] . Позиция основной массы теологов относительно роли сомнения
была также негативной. Но некоторые из них, например, мутазилит ан-Наззам,
говорил: “Никогда не было такой уверенности, чтобы ей не предшествовало
сомнение. А также, никогда никто не переходил от одного убеждения к другому без
промежуточного состояния сомнения”[52] .
И все же, хотя творчество философов обнаруживает их следование принципу
сомнения, они не формулируют явно сути этой позиции, не демонстрируют ее. Более
того, они избегают крайностей знакомого им из античности скептицизма и не
возводят его в ранг принципа.
Но если разуму скепсис, сомнение не могут помочь, то мысль ищет эту опору в
другом – в доверии непосредственно очевидному знанию, основополагающей,
первичной интуиции, вооружающей человека исходными аксиомами, типа “целое
больше части”, “два больше одного”, убеждение человека в том, что он существует
– “я есть” Ибн Сины, и т.п. “Все эти положения, без которых никто не может
обойтись, свойственны уму человека с самого начала его существования”[53] .
Один из наиболее ощутимых ударов по догматическому, некритическому
рационализму, нанесенный как раз в этом направлении – в направлении поиска
непосредственных, интуитивных достоверностей, – был сделан суфизмом,
мистической философией[54] . Правда, это был скепсис, выражавший утрату надежд,
связанных с земным миром, надежд на способность разума объяснить сущность бытия,
признание его бессилия в благоустройстве земной жизни. Человек может уповать
только на бога и себя. Но бога он может достичь в результате последовательного
и настойчивого совершенствования себя, познания глубин личности, постижения
собственной сути и через себя, как частицу бога, его подобие приблизиться к
богу и соединиться с ним.
Согласно суннитскому, более строго придерживающемуся традиции, богословию,
вера не обязательно предполагает внутреннее ее переживание, она может состоять
лишь во внешней покорности[55] – милость бога заслуживается формальным
выполнением религиозных предписаний. В суфизме же основа веры иная. Она
определяется не кем-то извне, а внутренним опытом каждого отдельного человека,
это вера индивидуальная, вырастающая из переживания личной достоверности,
очевидности общения с богом. Но такая антропоцентристская вера ориентировалась
на совершенно иную личностную структуру – на человека, сознательно выбирающего
трудный путь обретения особого рода чувственного и интеллектуального
наслаждения, не на пассивного объекта веры, а на активного ее инициатора. Эта,
гуманистическая, идея была крупной заслугой суфизма.
Аль-Газали, пытавшийся соединить рационализм и мистицизм в едином вероучении
писал: “С помощью одного только разума невозможно охватить те вопросы, которые
требовалось еще разрешить... разум не способен поднять завесы над всеми
проблемами”[56] . Философы-суфии, будучи вовсе не противниками разума, а лишь
его корректорами, “раздразнив” своими выпадами его защитников-”фаласифа”,
способствовали осознанию слабостей, невсесилия рационализма, что было важно для
последующей более углубленной разработки этого учения Ибн Рушдом.
Социально-политические и этические учени
Возможно, “фальсафа” не была служанкой религии потому, что сам ислам не был
исключительно религией, как, например, христианство. Он почти сразу, начиная с
создания в Медине в 622 г. первой мусульманской общины и превращения Мухаммеда
из проповедника в политического лидера, становится религиозно-политическим
учением, т.е. доктриной, направленной на преобразование и устроение социальной
жизни. И хотя она организуется на основе вероучения, как бы пронизывающего все
законоуложение и составляющего фундамент социальности, жизнь общины не
ограничивается лишь служением богу, находя себе вполне земные объяснения и
оправдания.
Тем более понятной становится “практическая” устремленность светской
философии, “фальсафа”. Философы, если и не были непосредственно вершителями
власти, то, как правило, находились рядом с таковыми, и наблюдая за их
деятельностью могли достаточно точно представить проблемы общественной жизни.
Одним из важных направлений в размышлениях “философов” была попытка создания
идеального образа идеального устройства общества, или, как назвал его
аль-Фараби, Добродетельного города[57] .
|
|