|
“разума” у Чжу Си целесообразно, по-видимому, рассматривать в рамках общей для
классической философской “школы служилых” концепции “единства неба-природы и
человека” (тянь жэнь хэ и). В этом случае высшей объективностью у Чжу Си
обладает “небесный разум” (тянь синь), в свою очередь подчиненный общему
принципу-ли, субъективный же “человеческий разум” (жэнь-синь), будучи по
природе подвержен искажающему воздействию различных аффектов (“страстей”, юй),
у мудреца может быть путем самопознания и самовоспитания возвышен (или
“расширен”) до полного, или почти полного, тождества с “небесным” (или
“космическим”) разумом. Такого рода “связанное сознание” может быть лишь
морально доброкачественным (в соответствии с постулируемой моральной
доброкачественностью “космического” порядка), что и выражается метафорой
дао-синь (букв. “сознание, приведенное в соответствие с дао”).
Ван Янмин и его учение о сердце; традиционна
философия в Новое врем
В XV веке учение неоконфуцианцев, продолжая оставаться влиятельным,
приобрело несколько иное содержание благодаря влиянию виднейшего мыслителя Ван
Янмина, известного также под именем Ван Шоужэня (1472-1529). Если Чжу Си
значительное внимание уделял классификации изучаемых вещей-явлений (гэ у),
интересовался космологическими проблемами и искал рациональные объяснения
различных природных явлений (изменению геологических структур, затмениям и т.д.
), то Ван Янмин был склонен подчеркивать значение интроспекции и даже
медитативной практики для достижения самопознания, без которого внешнее
знакомство со многими предметами могло оказаться бесполезным. Не случайно в
последующие эпохи находились критики, склонные упрекать его в излишней
приверженности к созерцательной жизни в буддийском стиле, что якобы могло вести
к утрате обществом воли к сопротивлению внешней угрозе (со стороны “варваров”)
и даже упадку морали.
Несмотря на эти критические замечания, для ученых последующих веков Ван
Янмин оставался центральной фигурой в истории умозрения минской эпохи, занимая
в этом смысле то же место, что и Чжу Си в сунской философии. Значение его идей
никогда не ставилось под сомнение, более того, виднейшие китайские мыслители
уже нашего времени считали, что “его учение в той или иной степени должно войти
в состав будущей (идеальной) китайской культуры”.
Наиболее оригинальным в учении Ван Янмина должно быть, по-видимому, признано
его знаменитое положение о том, что “вне сердца-ума” (синь вай) не существует в
действительности ни принципа-ли, ни предметов-явлений (у), ни
занятий-деятельности (ши). При этом Ван Янмин считает сердце-ум не органом в
физиологическом смысле, а своего рода органом познания, тело-сущность которого
(ти) – совершенное благо. Присутствие подлинного блага в сердце (что должно
быть нормой, но может быть блокировано человеческими страстями, юй) делает
человека способным к познанию благих же вещей-явлений, поскольку они есть
явления для сердца же. Напротив, “сердце злого человека утрачивает свою
первосущность” (бэнь-ти), и тем самым превращает своего обладателя в существо
не только порочное, но и бессознательное. Поэтому для познания пригоден лишь
“этический субъект”, “добрый человек”.
Второй характерной чертой философии Ван Янмина считают трактовку им знания
как созидающего действия. Смысл тезиса философа о “совпадающем единстве знания
и действия” – в демонстрации действенного характера знания, стремлении доказать,
что знание есть действие, а не наоборот, что существенно повышало статус
знания и шире – сознательного начала в человеке. Ван Янмин для обозначения
существенного единства знания и действия предложил даже специальный термин –
лян чжи, что может быть интерпретировано, как “благосмыслие”, под которым
подразумевается некий дискурсивно невыразимый “творческий акт в себе”,
“субстанциальная сущность и трансформирующая активность одновременно”. По
определению самого философа, лян чжи – это “эссенциальный (семенной) дух
созидательных изменений (цзао хуа чжи цзин лин)”.
В качестве программы самосовершенствования мудреца Ван Янмин выдвинул (в
1521 г.) концепцию “доведения благосмыслия до конца”, в которой обобщил многие
прежние свои идеи, в том числе идею единства знания и действия. Представление
об этой чрезвычайно сложной концепции может дать следующий фрагмент, в котором
философ устанавливает преемственность своего учения по отношению к
классическому наследию: “Благосмыслие – это то, что Мэн-цзы называл
утверждающим и отрицающим сердцем. Все люди обладают им. Утверждающее и
отрицающее сердце знает вне зависимости от рассуждения и может вне зависимости
от научения. Поэтому и называется благосмыслием” (Ван Янмин цюань цзи. Кн. 26).
В этом фрагменте Ван Янмин говорит (в известном смысле вслед за “Мэн-цзы”)
прежде всего о том, что высшее знание (“подлинное” знание-действие) есть не
только благое, аксиологически максимально высоко стоящее знание, но и “знание о
благом”, то есть такое знание, конгениальным объектом которого является благо
же.
Янминизм продолжает оставаться одной из наиболее активно обсуждаемых тем в
историко-философской литературе как в КНР (где, правда, философ не избежал
обвинений в субъективном идеализме, солипсизме и даже обскурантизме), так и в
других странах дальневосточной этнокультурной зоны, где предпринимаются попытки
интерпретации философии Ван Янмина в терминах современных философских учений
Запада (феноменология, экзистенциализм и др.). В какой-то степени Ван Янмин
продолжает оставаться не только крупнейшей фигурой китайской философии
доцинского периода, так сказать, “позднего средневековья”, но и последующих
веков, в целом не давших (вплоть до “нового времени”) фигур сопоставимого
|
|