Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Восточная :: ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-
 
может и должно помочь образование, освобождающее от замкнутости и 
изолированности, обедняющих, а нередко и заблуждающих даже великие народы. 
Особая роль в просвещении такого рода принадлежит истории философии, 
обогащающей знанием о путях и методах разрешения наиболее важных для человека 
проблем. 
   Долгие годы принято у нас было считать, что преодолели мы одностороннюю 
ориентацию на западные ценности, идеалы, модели. На поверку же оказалось, что 
европоцентризм, да ещё в усеченном виде, принимающем во внимание 
преимущественно материалистические, атеистические, эгалитаристские элементы 
западной культуры, составлял характерную черту нашего мировоззрения, столь 
громко заявлявшего об универсальности своего “интернационализма”. 
   Убедительным свидетельством указанной европоцентристской направленности 
являются принятые в российских вузах программы по курсу философии в целом и 
истории философии, в частности, если вообще и содержащие какую-либо информацию 
о философских традициях Востока, то неоправданно скупую, никак не соизмеримую с 
тем вкладом, который принадлежит им в общечеловеческом культурном наследии. 
   Думается, что настало время принципиального изменения отношения к Востоку. 
Потребность в этом диктуется не только отечественной ситуацией, но и мировыми 
процессами, позволяющими говорить о тенденции к формированию общепланетарной 
цивилизации. 
   Одним из шагов в указанном направлении могло бы стать включение в вузовские 
программы по философии и культуре небольшого вводного курса по истории 
восточной философии. Это позволило бы дать некоторые представления о восточных 
философских традициях и одновременно стимулировать интерес к ним, который в 
последующем следовало бы удовлетворить спецкурсами по индийской, китайской, 
исламской и другой философии. 
   Настоящее учебное пособие предлагается как вариант подобного “Введения в 
историю восточной философии”. Оно получило своеобразную апробацию во время 
переподготовки преподавателей, осуществляемой с 1992 года в Республиканском 
центре гуманитарного образования при Министерстве науки, высшей школы и 
технической политики Российской Федерации. Пособие подготовлено 
философами-востоковедами, сотрудниками Центра восточной философии ИФРАН. 
   ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 
   Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, 
на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – 
практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным 
процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, 
опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. 
   Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI век до н.э. 
выделяется из общей череды столетий I тысячелетия до н.э. как время взрыва 
интеллектуальной энергии. Но уже сейчас известны многие предпосылки духовного, 
социального, политического и, наконец, экономического плана, подготовившие 
указанный перелом. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода 
от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление 
родо-племенных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции 
традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных 
нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост 
научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, 
благоприятствовавшая рождению философии. 
   Эпоха “брожения умов” в Индии и”борющихс 
   царств” в Китае 
   Общность генезиса не исключает своеобразия путей формирования 
систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации.
 
   В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему 
племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического 
ритуала, зафиксированного в четырех самхитах, или Ведах (“веда” – знание), – 
сборниках гимнов в честь богов. Каждая веда позднее обросла брахманом, то есть 
описанием, комментарием, а еще позже – араньяками (“лесные книги”, 
предназначенные для отшельников) и, наконец, упанишадами (от словосочетания 
“сидеть около ног учителя”). Весь корпус ведических текстов считался шрути, то 
есть священным откровением. Истинными знатоками и толкователями ведической 
мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка 
племенных отношений, кризис родовой морали поколебали незыблемость авторитета 
жрецов, безусловность предписываемого ими ритуала. Первыми “еретиками”, 
осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов и обрядовую рутину, 
стали аскеты, проповедники. Их называли шраманами, то есть “совершающими 
усилия”. То были усилия не только аскетического порядка, но и интеллектуального,
 направленные на осмысление предписаний ведийской религии. 
   VI-V века до н.э. были отмечены распространением множества критических в 
отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика 
(натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. На базе 
шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. 
Первыми свидетельствами самостоятельного систематического изложения индийской 
философии явились сутры (изречения, афоризмы), датировка которых колеблется от 
VII-VI веков до н.э. до первых веков н.э. Отныне вплоть до Нового времени 
индийская философия развивалась практически исключительно в русле шести 
классических систем – даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса),
 ориентировавшихся на авторитет Вед и неортодоксальных течений: 
материалистической чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-