|
достоинство, достижение, достояние, доблесть, благотворение, потенция,
способность, энергия, сила; англ. - virtue, character, (moral) power, moral
force, particular focus (outlawing) operation (of the Tao), exemplification of
Tao; фр. - vertu bienfaisance, bonte, efficience; нем. - Lebenskraft.
Сами китайские ученые определяли эту категорию посредством графически схожего
омонима "ДЭ1" ("достижение", "довление", см. "Ли цзи", гл. 17/19), а также
синонимичных иероглифов "шэн3" и "дэн" ("подъем", вознесение, "повышение", что
в целом соответствует ее пониманию как "усиленного стремления вперед" в первом
в Китае полном толково-этимологическом словаре начала II в. "Шо вэнъ цзе цзы" -
"Изъяснение знаков и анализ иероглифов"). В указанных древнейших определениях
отражен этимологический смысл знака "дэ", восходящий к эпохе Шань-Инь (XVI-XI
вв. до н.э.) и заключенный в его центральном графическом элементе, который
изображает глаз с идущим из него вверх лучом, что означает взор, обращенный к
небесному божеству, вышнему источнику всякой благодати.
После проникновения буддизма в Китай иероглиф "дэ" был использован для передачи
санскритского термина "гуна" - "качество", "субстанциальное свойство" (букв.
"нить"). Данная идентификация приоткрывает два важных аспекта в семантике "дэ":
во-первых, совмещение статики с динамикой, поскольку гуна - единство субстанции
и силы; во-вторых, этическую нейтральность, т.е. возможность характеризовать
как положительные, так и отрицательные качества, поскольку гуны образуют и
активное положительное (саттва), и пассивное отрицательное (тампс) начала.
Западные синологи нередко проводят аналогию "Ээ" с первобытным представлением о
безличной сверхъестественной силе - мпне (М. Гране, Г. Кестер, В. Эберхард, А.
Уэйли, П. Будберг, Д. Манро), соотносят его с индийской идеей кармы (А. Уэйли)
или отождествляют с латинским термином "virtus" (А. Уэйли, Дж. Нидэм, Д.
Робинсон). При этом, однако, Д. Робинсон отмечает, что понятие "дэ" исключает
какое бы то ни было насилие [1], чему действительно можно найти много
подтверждений в высказыаниях китайских философов ("Лунь юй", II, 1, XII, 19,
XIV, 33; "Дао дэ цзин", § 38, 51; "Гуанъ-цзы",
44
гл. 49; "Хань Фэй-цзы", гл. 20). А между тем virtus - прежде всего воинское
мужество, храбрость, стойкость, доблесть, геройство, т.е. как раз то, что
весьма тесно связано с насилием; Virtus - богиня воинской доблести. В русском
языке "насильственную" семантику этого термина представляет однокоренное с ним
слово "вира" - "штраф за убийство" (ср. др.-инд. "vairam" - "вира", "вражда").
1 Robinson D. From Confucian Gentlmen to the New Chinese "Political" Man // No
Man is Alien. Essays on the Unity of Mankind. Leiden, 1971. P. 150-151.
В связи с отождествлением "дэ" и "virtus" П. Будберг отмечал: "Филологов,
однако, беспокоит отсутствие у китайского термина каких-либо дополнительных
значений, принадлежащих латинскому этимону vir, а именно: "мужественности" и
"мужества". Они напоминают нам, что термин "дэ" свободен от какой-либо связи с
сексуальными ассоциациями и отличается этим от парного ему термина "дао", Путь,
который в одном или двух выражениях, таких, как "жэнь дао" ("путь мужчин и
женщин"), внушает мысль о сексуальной активности" [1].
1 Boodberg P.A. The Semasiology of Some Primary Confucian Concepts //
Philosophy East and West. 1953. Vol. 2. N 4. P. 324.
Безусловно, понятие "дэ" само по себе не обладает сексуальным смыслом. Однако в
даосизме оно распространялось и на эту сферу человеческого бытия, в частности,
была принята концепция непосредственной связи между дэ и цзин2 (специфическая
категория традиционной китайской идеологии, одновременно обозначающая и дух, и
семя). Так в упомянутом § 55 "Дао дэ цзина" "объемлющий полноту дэ"
сравнивается с младенцем, которому "неведомо соитие самки и самца, но
детородный уд которого подъят, что означает предельность цзин2". А в гл. 20
"Хань Фэй-цзы", где комментируется текст "Дао дэ цзина", сказано: "Для тела
(шэнь) накопление цзин2 является благодатью (дэ)".
Таким образом, в целом верное рассуждение П. Будберга требует уточнения. Прежде
всего следует разграничить два смысла определения "сексуальный": 1) присущий
одному из полов в отличие от другого; 2) связанный с отношениями двух полов. В
приведенной цитате П. Будберг говорит об отсутствии сексуальных ассоциаций у дэ
в первом смысле и о наличии таковых у дао- во втором. Но в первом смысле лишено
сексуальных ассоциаций и дао, которое поэтому может рассматриваться и как
мужской, и как женский предок всего сущего (см., например, "Дао дэ цзин", § 4,
25), являясь собственно единством мужского (як) и женского (инь) начал (см. "Си
цычжуанъ", I, 4/5). Второго же смысла не исключает и категория "дэ". Это
явствует из ее связи с "семенем" (цзин2), из определения рождения-жизни
45
|
|