|
21
Однако на рубеже новой эры предшествующая высокоразвитая философия даосизма
предстала соединенной с новорожденными или вышедшими из-под спуда, из
эзотерического подполья религиозными, оккультными и магическими учениями,
нацеленными на максимальное, сверхъестественное увеличение витальных сил
организма и достижение долголетия или даже бессмертия (чан шэн у сы).
Теоретическая аксиома первородного даосизма - равноценность жизни и смерти при
онтологическом первенстве меонического небытия перед наличным бытием - на этом
этапе его развития сменилась сотериологическим признанием высшей ценности жизни
и ориентацией на различные виды соответствующей практики от диетики и
гимнастики, фармацевтики и эротологии до психотехники и алхимии. В этой
философско-религиозной форме проходила вся дальнейшая эволюция даосизма как
особого, парадоксально-прагматического стиля жизни и мышления, оплодотворявшего
своим влиянием науку и искусство в средневековом Китае и сопредельных странах.
Один из идейных мостов от исходного даосизма к его последующей ипостаси
перекинул Ян Чжу, акцентировавший значимость индивидуальной жизни: "То, что
делает все вещи разными, - это жизнь; то, что делает их одинаковыми, - это
смерть" (Ле-цзы, гл.7). Обозначение его концепции автономного существования -
"для себя", или "ради своего я" (вэй во), согласно которой "собственное тело,
несомненно, главное в жизни" и для пользы Поднебесной нет смысла "лишаться даже
единого волоска", стало синонимом эгоизма, который конфуцианцы
противопоставляли неупорядоченному, нарушающему этико-ритуальную
благопристойность, альтруизму Мо Ди (Мо-цзы, V в. до н.э.) и равным образом
отрицали.
Согласно Фэн Юланю, Ян Чжу олицетворяет собой первый этап развития раннего
даосизма, т.е. апологию самосохраняющего эскапизма, восходящего к практике
отшельников, покидавших вредоносный мир во имя "сохранения своей чистоты".
Знамением второго этапа стала основная часть Дао дэ цзина, в которой
предпринята попытка постичь неизменные законы всеобщих изменений во Вселенной.
В главном произведении третьего этапа - Чжуан-цзы закреплена еще дальше идущая
мысль о релятивной равнозначности изменяющегося и неизменного, жизни и смерти,
я и не-я, что логически подводило даосизм к самоисчерпанию философского подхода
и стимулированию религиозной установки, которая также поддерживалась
контрадикторно-комплементарными отношениями с буддизмом. В дальнейшем философия
даосизма не только оплодотворяла развитие китайского буддизма, но и сыграла
существенную роль в формировании "учения о таинственном" (сюань сюэ) и
неоконфуцианства.
22
§ 3. МОИЗМ (МО ЦЗЯ): РЕЛИГИОЗНО-ПОПУЛИСТСКИЙ УТИЛИТАРИЗМ - ЭТИКА ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ
ЛЮБВИ И ВЗАИМНОЙ ПОЛЬЗЫ
Моизм - "школа Мо" (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение,
сформировавшееся в V-IV вв. до н.э. и получившее широкое распространение в
IV-III вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам,
методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности
его адептов, сплоченных в военно-религиозный "орден" и способных на такие
радикальные акции, как массовое самоубийство (более 180 человек во главе с Мэн
Шэном) и казнь собственного сына (Фу Дунем).
Согласно теории происхождения древнекитайских философских школ, выдвинутой Лю
Синем и зафиксированной Бань Гу в И вэнь чжи ("Трактате об искусствах и
текстах"), моизм создали выходцы из храмовых сторожей, что должно объяснять его
теологизирован-ность. Развивший эту теорию в XX в. и основывающийся на
отраженном в гл. 50 "Популярные учения" (Сянъ сюэ) трактата Хань Фэй-цзы (III в.
до н.э.) оппозиционном определении конфуцианцев и моистов как соответственно
"жу" ("ученые-интеллектуалы") и "ся" ("воины-удальцы, рыцари"), Фэн Юлань
связал происхождение моизма с социальной прослойкой "рыцарей", что должно
объяснять повышенный интерес его представителей к военной тематике и их
альтруистическое народолюбие.
Моизм явился одной из первых теоретических реакций на конфуцианство в
древнекитайской философии. Создатель и единственный крупный представитель школы,
названной его именем, - Мо Ди, или Мо-цзы (490-468 - 403-376 гг. до н.э.),
согласно Хуайнань-цзы (цз. 21), первоначально был сторонником конфуцианства, а
затем выступил с его резкой критикой. От других философских течений древнего
Китая моизм отличают две специфические особенности: теологизированность и
|
|