|
«собирание Руси» и за освобождение от монголо-татарского ига.
Опорой абсолютизма были постоянные армии наемников в Западной Европе и
дворянские поместные войска в России. По своей организации и основам эти армии
представляли собой полную противоположность феодально-рыцарскому войску.
В XIV — XV вв. начался процесс разложения феодального строя. Росли города,
развивалось ремесленное производство. [13]
Все это способствовало усовершенствованию и развитию техники, науки и искусства.
Развитие науки и техники было необходимой предпосылкой использования пороха
для военных целей в Европе и изобретения в XIV в. огнестрельного оружия. XV —
XVI вв. — период усовершенствования первого огнестрельного оружия, которое
стало оружием нового войска городов и феодально-абсолютистских государств.
Энгельс писал, что пушки горожан разрушили замки феодалов, а пули их мушкетов
пробили рыцарские латы. Это было время возникновения первых элементов новых
способов ведения войны и боя.
Период самодержавно-крепостнического строя. Процесс складывания
феодально-абсолютистских порядков завершился утверждением крепостничества и
самодержавия. Социальной опорой самодержавной власти (царской, королевской,
императорской) были дворяне-помещики, купечество, духовенство. Средствами
подавления крепостного крестьянства являлись полицейский аппарат и постоянная
регулярная армия, оснащенная усовершенствованным огнестрельным оружием.
Абсолютизм в Англии окончательно утвердился в конце XV и в начале XVI в.
(династия Тюдоров). То же самое можно сказать и в отношении Франции. В России
самодержавный строй упрочился в начале XVIII в.
* * *
Во втором томе рассматривается развитие вооруженной организации и военного
искусства в переходный период от рабовладельческого строя к феодальному, в
период феодальной анархии и в период складывания феодально-абсолютистских
порядков. Это и составляет содержание военного искусства в феодальный или
цеховой период войны.
В XVII в. происходили крупные социально-экономические и политические изменения
(завершение Нидерландской революции, английская буржуазная революция, кризис
феодально-абсолютистских порядков в России), развивалась военная техника и
расширялась база для ее производства. В ходе большой тридцатилетней войны за
гегемонию в Европе оформлялись и совершенствовались вооруженная организация и
новые способы ведения войны и боя. Это было начало военного искусства
мануфактурного периода войны.
* * *
В рецензиях на первый том «Истории военного искусства» был затронут ряд
существенных вопросов, которые следует уточнить, так как они имеют
непосредственное отношение к содержанию второго тома.
Прежде всего надо сказать о движущих силах войны или, [14] как говорил В. И.
Ленин, за внешним, кажущимся вскрыть коренные движущие силы данного
общественного явления{7}.
Все произведения В. И. Ленина, в которых он касается военных вопросов,
проникнуты мыслью, что коренной движущей силой каждой войны является народ или
класс, которые ведут войну. В конкретном выражении главная движущая сила — это
основные факторы, решающие исход войны. Факторы должны быть качественно
различны и относительно равновелики по своей роли в развитии данного
общественного явления.
Факторами, определяющими исход войны, являются: во-первых,
социально-экономический фактор (общественный строй и экономические возможности),
во-вторых, политико-моральный фактор (политическое устройство и моральные силы
народа и вооруженных масс) и, в третьих, военно-технический фактор (количество
и качество войск, вооружение и боевая техника, военное искусство всего личного
состава вооруженных сил).
Далее необходимо хотя бы кратко разобрать вопрос об основном общем законе войны.
Критики нравы, указывая на неудачную формулировку этого закона, изложенную
нами во Введении к первому тому. Однако критики не сказали, в чем же конкретно
выражается ограниченность этой формулировки. Ограниченность заключается в том,
что в ней определяются цели войны и средства ее достижения, т. е. говорится о
внешней стороне войны, а не об ее основе, не об ее главном противоречии.
Ведь единство и борьба противоположностей представляют собой основной и самый
общий закон природы, общества и человеческого мышления, ядро диалектики. Задача
заключается в том, чтобы выявить конкретную форму этого основного закона в
данном общественном явлении, каковым является война, вскрыть в ней основное
противоречие.
В этом отношении нам помогает сформулированный К. Марксом в труде «К, критике
политической экономии» основной закон, определяющий развитие классового
общества: противоречие между производительными силами и производственными
отношениями общества.
Война — общественное явление, продолжение политики. Поэтому К. Маркс, Ф.
Энгельс и В. И. Ленин широко пользовались научными аналогиями в отношении форм
организации производственной и военной деятельности, политики и войны,
политической и военной стратегии. Такие аналогии мы встречаем и в трудах М. В.
Фрунзе.
Пользуясь аналогией (отнюдь не отождествлением) между общественным развитием в
целом и войной, как одним из явлений классового общества, мы можем сказать, что
основным законом войны является противоречие между «производительными [15]
силами» и «производственными отношениями» этого общественного явления.
К «производительным силам» войны относятся: военные кадры, оружие (и вообще вся
|
|