Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Разин Евгений Андреевич :: 2. Разин Евгений Андреевич - История военного искусства. Том 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 248
 <<-
 
добровольно, или же силой присоединяли к себе те племена, которые не входили в 
союз добровольно. Военное государство представляло собой политическую 
организацию племенной знати, интересы которой выражал князь (король, хан), 
опиравшийся на личную дружину. Князь первоначально был родовым или племенным 
старейшиной. 
Возникли крупные централизованные государства, которые К. Маркс называл 
«варварскими империями». Это были: объединения арабских племен — Арабское 
государство, затем франкских племен — Франкское королевство (VI — IX вв.), 
славянских племен — Древнерусское государство (IX — XI вв.), 
кочевников-монголов — Монгольское государство (XII — XIII вв.). 
Войско этих государств представляло собой ополчение: бедуинов и феллахов 
(арабские племена), свободных крестьян (франки, славянские смерды), 
скотоводов-кочевников (монголы). Ядром войска была дружина князя. 
В недрах этих военных централизованных государств возникли новые общественные 
отношения, новые классы. Основные черты производственных отношений и экономики 
феодализма, по определению В. И. Ленина, сводятся к следующим моментам: наличие 
личной зависимости крестьянина от феодала или крепостника-помещика; крестьянин 
наделен средствами производства вообще и землей в частности, а также прикреплен 
к земле; господство натурального хозяйства; низкое и рутинное состояние техники.
 
Феодал имел дело с крепостным, у которого было свое хозяйство, свои орудия 
производства и который поэтому был в какой-то степени заинтересован в труде. Но 
крепостной, кроме того, обрабатывал землю, принадлежавшую феодалу, и выплачивал 
ему натурой часть своего урожая. Чтобы заставить крепостного работать на 
помещика, требовалось «внеэкономическое принуждение». 
Феодалы и крепостные были основными классами при феодализме. Классовая борьба 
между ними и определила развитие феодальной общественно-экономической формации. 
«Иерархическая структура землевладения и связанная с ней система [9] 
вооружённых дружин давали дворянству власть над крепостными»{1}. 
Особенностью классовых отношений при феодализме являлось то, что в основе их 
как в деревне, так и в городе лежала феодальная, или сословная, собственность. 
Феодальной иерархической структуре земельной собственности соответствовала в 
городах корпоративная собственность, феодальная или цеховая организация ремесла.
 Сословие — это форма классового деления общества при феодализме, когда 
классовое деление закрепляется правовым, т. е. юридическим порядком. 
Господствующими сословиями были дворянство и высшее духовенство. Крестьянство, 
ремесленники городов — низшие податные сословия при феодализме. Купцы, цеховые 
мастера — городские сословия, пользовавшиеся феодальными привилегиями. 
Указывая на расчленение общества на различные сословия в средние века, К. Маркс 
и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» называют «...феодальных 
господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти 
в каждом из этих классов — еще особые градации»{2}. Замкнутость сословий — одна 
из характерных черт сословного деления общества. Дворянство строго охраняло эту 
замкнутость и не допускало в свою среду выходцев из других сословий. 
Феодалы считали военное дело своей профессией и не допускали к нему лиц других 
сословий. Особенность общественного устройства при феодализме определила и 
особенность военной организации, которая была личной организацией феодала, 
давала ему власть над крепостным крестьянином и феодальным городом. 
Феодальная общественно-экономическая формация складывалась, развивалась, 
пережила процесс своего разложения и затем была преодолена прогрессивной 
капиталистической формацией. 
Некоторые советские историки различают раннее средневековье — период 
становления феодализма, период развитого феодализма и позднее средневековье — 
период разложения феодализма. С такой периодизацией нельзя согласиться. Здесь в 
двух случаях говорится о средневековье и в одном — о феодализме и, кроме того, 
отсутствует единая основа периодизации. Категории же — «рано», «поздно», 
«развитый» — весьма неопределенны. 
Научная периодизация процесса развития любого явления имеет объективную основу. 
Периодизация должна отражать развитие сущности, а не внешние формы 
существования, которые фиксируются хронологией. Хронология очень важна, она 
показывает историческую последовательность развития явления, [10] отмечает 
время рождения нового и гибели старого, но она лишь фиксирует существование во 
времени, а не отражает сущности прошлых или настоящих явлений. Общественные 
явления имеют определенное внутреннее содержание. Задача научной периодизации 
заключается в том, чтобы раскрыть и показать сущность внутреннего процесса 
развития явления, содержание основных объективных ступеней этого процесса. 
Основные ступени, или периоды развития каждой общественно-экономической 
формации определяются содержанием классовой борьбы. В. И. Ленин требовал 
обстоятельно выяснить, «какой класс стоит в центре той или иной эпохи{3}, 
определяя главное ее содержание, главное направление ее развития, главные 
особенности исторической обстановки данной эпохи и т. д.»{4}. В. И. Ленин 
считал важным выяснить в каждом случае «движение какого класса является главной 
пружиной возможного прогресса...»{5}. Классовое деление общества было основой 
хозяйственного строя феодализма{6}. Феодальное государство являлось 
политической организацией господствующего класса феодалов. 
Борьба закрепощенного крестьянства и горожан феодального города за уничтожение 
крепостнических порядков была основным противоречием феодального общества. Эта 
борьба, разраставшаяся до больших крестьянских войн, расшатывала основы 
феодализма. Класс эксплуататоров стремился сохранить свое господство путем 
централизации и укрепления великокняжеской или королевской власти, являвшейся 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 248
 <<-