|
Разин, Евгений Андреевич
История военного искусства
Том II. VI—XVI вв.
Предисловие [3]
Введение. Феодализм и феодальный период войны [7]
Часть I. Военное искусство первого этапа феодального периода войны
Глава первая. Военное искусство вооруженной организации древних славян [33]
Глава вторая. Военное искусство вооруженной организации древнерусского
государства [54]
Глава третья. Военное искусство вооруженной организации арабов и франков [108]
Глава четвертая. Военное искусство в период феодальной анархии на Руси и в
Западной Европе [139]
Глава пятая. Военное искусство вооруженной организации монголов и турок [202]
Часть II. Военное искусство второго этапа феодального периода войны
Глава шестая. Военное искусство в войнах периода преодоления феодальной анархии
на Руси [253]
Глава седьмая. Военное искусство в войнах периода складывания
феодально-абсолютистских порядков на Руси [298]
Глава восьмая. Военное искусство в период складывания феодально-абсолютистских
порядков в Западной Европе [404]
Глава девятая. Развитие военного искусства в национальных и крестьянских войнах
Центральной Европы в XV — XVI вв. [478]
Глава десятая. Развитие военного искусства в войнах феодально-абсолютистских
монархий Западной Европы в XVI в [538]
Заключение [614]
Библиография [619]
Хронологическая таблица [626]
Указатели [628]
Примечания
Предисловие
Второй том «Истории военного искусства» профессора, генерал-майора Е. А. Разина,
изданный в 1957 г., охватывает развитие военного искусства народов мира за
тысячелетний период (VI-XVI вв.), т.н. средневековья.
В своих исследованиях автор описывает практически все известные этапы в
развитии военного искусства народов Европы, наиболее известные войны, сражения,
системы организации и вооружения армий. Изучение достаточно широкого круга
источников — от исторических хроник средневековья, древнейших летописей,
литературных памятников эпохи до серьезных аналитических работ известных
историков XIX-XX вв., как русских, так и иностранных — дало исследователю
весьма богатый материал для его работы. Время, когда была написана эта книга,
естественно весьма ярко в ней отразилось.
В качестве методологической основы монографии была взята т. н.
«марксистско-ленинская военная наука», т. е. труды К. Маркса, Ф. Энгельса, в
какой-то степени Ф. Меринга. В соответствии с марксистской теорией история
средневековья делится на феодальный или цеховой период (VII-XV вв.) и
феодальный мануфактурный период (XV-XVI вв.). Достаточно независимый взгляд
автора на военную историю средневековья является главным достоинством
монографии, несмотря на методологические основы, периодизацию и опорные цитаты
из классиков [4] марксизма. В работе заметен престижный взгляд автора на
исторический материал, собственные подходы и результаты исследований (например,
автор изучил на местности 35 полей сражений XII — XIX вв.).
Тем не менее со времени написания основного текста монографии прошло более
50-ти, а со времени ее опубликования более 40 лет, и многие вопросы теории
военного искусства современная наука освещает по-другому.
Именно на эти моменты хотелось бы обратить во введении особое внимание. Е. А.
Разин строит свое исследование как бы в двух плоскостях. Основой структуры его
работы являются изолированные эссе-главы об особенностях военного искусства
государств и народов в определенный исторический период. Так, в I части книги
рассматривается военное искусство древних славян, древнерусского государства,
затем арабов и франков, монголов и турок. В этой части работы оказались
совершенно не затронуты особенности вооружения, способы ведения боевых действий,
события военной истории большей части народов и государств мира — Южной и
Северной Америки, Африки, Индии, Китая, кочевых народов Центральной Азии.
Многие весьма эффективные военные системы раннего средневековья, такие как
военная организация викингов VIII — XI вв., арабов VIII — X вв., венгров X в. и
история их войн, тоже остались за рамками исследования.
Во второй части книги Е. А. Разин пытается провести сравнительный анализ
эволюции военного искусства, стратегии, тактики, вооружения. Однако это в
первую очередь опять же касается лишь народов Западной Европы. В работе Разина
практически не освещены вопросы взаимодействия и взаимовлияния военных структур,
традиций, стратегии, тактики, вооружения армий различных регионов мира.
Например, взаимодействие военных культур христианского Западного мира и
мусульманского Востока, кочевых народов Центральной Азии и Китая, Центральной
Азии и мусульманского Востока. На стыке этих [5] цивилизаций, вбирая в себя
преимущества их военного искусства, возникали оригинальные военные системы,
такие, как военное искусство древней Руси, военное искусство китайской династии
Тан, военное искусство Османской империи.
|
|