|
личного состава на выполнение боевых задач. Она сплачивает армию. Отличительная
черта воинской дисциплины состоит в том, что она строится в основном по линии
принуждения.
Состав, численность и боевые качества армии во многом зависят от способов ее
комплектования, подчеркивает автор. Известны следующие основные способы
комплектования: привилегированной кастой, всем составом господствующего класса,
наемниками, добровольцами, по рекрутскому набору, на основе всеобщей воинской
повинности. В период складывания национальных государств возникают национальные
армии.
Исход войны, по мнению Е. А. Разина, зависит от прочности тыла, моральных сил
армии, количества и качества войск и вооружения, организаторских способностей
начальствующего состава.
В практической военной деятельности армии руководствуются военной наукой.
Раскрывая законы ведения войны, она предъявляла к деятельности войск требования,
вытекающие из сущности и особенностей вооруженной борьбы. Основой военной
науки, подчеркивал Е. А. Разин, является боевая практика. Теория в свою очередь
освещает путь боевой практике. Он был сторонником определения военной науки как
системы знаний о закономерностях войны и способах ее подготовки и ведения в
определенной исторической обстановке. Выступая против отождествления понятий
военной науки и военного искусства, Е. А. Разин писал: "Это в корне ошибочно,
так как военная наука является понятием более широким и всеобъемлющим, чем
военное искусство. Военное искусство лишь составная часть военной науки,
изучающая способы подготовки и ведения войны, операции и боя, организацию
вооруженных сил, основы обучения и воспитания войск. Военное искусство включает
в себя стратегию, тактику, которые находятся в тесной взаимосвязи и
взаимодействии между собой".
Он подчеркивал, что военное искусство имеет материально-техническую и
историческую основы. К материально-технической основе относил: людей, оружие,
боевую технику, снабжение войск, организацию и мобилизацию войск. А
исторической основой военного искусства считал военную историю, изучающую и
обобщающую исторический и современный боевой опыт.
Процесс развития военного искусства, замечал автор, есть процесс возникновения
нового и отмирания старого. Но не все, что существует и возникает, является
новым. Новое - это то, что выражает назревшие потребности военного искусства,
что прогрессивно, что ведет вперед. Старое - это то, что потеряло в данное
время значение. В отношении процесса превращения возможности нового в военном
искусстве в действительность Е. А. Разин предупреждал об авантюризме, когда при
отсутствии реальных возможностей пытаются применять новые формы военного
искусства, и о фатализме, когда полагаются на самотек и считают, что
возможность сама превратится в действительность, что новое само по себе
проложит путь и станет действительностью. "В основе развития военного искусства
лежит общий закон перехода от незначительных, скрытых количественных изменений
к открытым, коренным качественным изменениям, - замечал военный историк
профессор генерал-майор Е. А. Разин. - Это можно видеть на развитии вооружения
и организации армии, боевых порядков, тактических и оперативных форм ведения
войны. Процесс развития военного искусства включает постепенное изменение
способов ведения войны, операции и боя и переход к качественно новому военному
искусству".
Чтобы выяснить конечные причины тех или иных коренных изменений в способах
ведения войны и боя, необходимо прежде всего изучить развитие производства. От
него зависит производство оружия, которое непосредственно влияет на способы
ведения войны и боя. "Зависимостью исторического развития военного искусства от
развития производства определяется в основном в большей или меньшей степени
однообразие форм войны для данной исторической ступени, - писал автор, - а
условия применения этих форм (социальные и национальные особенности,
географические условия и пр.) создают их конкретное многообразное проявление".
Следовательно, надо различать историческое развитие основных способов ведения
войны и боя и многообразие их проявления. Так, например, в восемнадцатом веке в
армиях шведов, прусаков, австрийцев и французов линейный боевой порядок был
превращен в шаблон. В русской же армии в то время линейный боевой порядок имел
многообразные формы, которые менялись в зависимости от обстановки.
Не только объективный, но субъективный фактор: деятельность полководцев,
творчество войсковых масс (солдат и офицеров) имеют важное значение в развитии
военного искусства. В подтверждение этого в своем труде автор привел немало
примеров того, как часто солдаты и офицеры на поле боя находят новые,
соответствующие данной обстановке способы борьбы или совершенствуют
существующие. Определяя роль полководцев в развитии военного искусства, Е. А.
Разин указывал на то, что каждый из них имел дело с конкретными предпосылками
для этого. В их числе он называл: внутреннюю и внешнюю политическую обстановку
и характер войны; прежние формы ведения войны, операции, боя; современную ему
армию с определенными условиями деятельности. Полководец может оказать влияние
на развитие военного искусства лишь в том случае, если он исходит не из
беспочвенных желаний, а прежде всего из материальных условий.
|
|