|
Этот факт говорит о своеобразии эпохи, отношениях в ней к новому взгляду на
прошлое, которому не находили подтверждение в трудах классиков
марксизма-ленинизма. И еще: Е. А. Разин был человеком своей эпохи. В качестве
методологической основы монографии им была взята т.н. "марксистско-ленинская
военная наука", в основе которой были работы К. Маркса, Ф. Энгельса.
В настоящем, первом, томе, который печатается по изданию: Е. А. Разин. "История
военного искусства", т. 1, Воениздат 1955 г., показано военное искусство
примитивных рабовладельческих государств (Египет, Ассирия, Персия) и
классических рабовладельческих государств (Греция и Рим). Здесь только
опускается введение к курсу "Истории военного искусства", в котором изложены
основы марксистско-ленинского учения о войне и армии, задачи и содержание
истории военного искусства. Основное их содержание автор видит в следующем.
Развитие и образование армии Е. А. Разин показал как неизбежный продукт
классового общества и что современные вооруженные силы и способ ведения войны
явились результатом развития их в течение многих тысячелетий. Военное искусство
автор рассматривает как закономерный процесс. Война общественное явление, она
является продолжением политики заинтересованных государств и разных классов
внутри этих государств. Для определения характера войны, ее политического
содержания необходимо тщательное изучение состояния экономики и классовой
борьбы, внутренней и внешней политики воюющих сторон. Политические цели
выражают характер войны, показывают, в чьих интересах она ведется.
При определении отношения к войне Е. А. Разин исходил из исторических условий,
социального содержания войны и той исторической роли, которую данная война
сыграла. Прогрессивны, считал автор, только справедливые войны, разрушающие
вредные, реакционные учреждения, освобождающие народ от рабства и угнетения,
защищающие его свободу и независимость.
Автор указывал и на то, что в военной истории также упоминаются войны,
наименование которых определяются внешними признаками: формальными целями,
организационными формами, масштабами и пр. Таковы религиозные, династические,
локальные, коалиционные, мировые и превентивные войны. За каждым этим
наименованием кроется определенный характер войны, ее политическое содержание,
выраженное фактическими целями.
С древних времен, писал Е. А. Разин, существуют теории, которые оправдывают
грабительские войны и доказывают пользу таких войн. Так, еще греческий философ
Платон говорил, что война является естественным состоянием народов, а
Аристотель считал войну естественным способом приобретения собственности. Автор
"Истории военного искусства" критически относился и к таким идеологам как
Гоббсу, Лейбницу, Гегелю, Ницше, доказывавшим пользу войны, которые, по их
словам, сохраняют нравственное состояние народа и укрепляют их. Причину войн
они отыскивали либо в психике человека (психологическая теория), либо в
биологической борьбе за существование (биологическая теория). Автор говорит об
античеловечности учения английского священника Мальтуса, проповедывавшего
теорию о якобы чрезмерно быстром росте человеческого рода, называвшем войну
"благодетельным фактором", способствующим уничтожению "избыточного населения" и
восстановлению равновесия между средствами существования и численностью
населения. Разоблачалась также фашистская теория, которая также обосновывала
необходимость и пользу войн.
Как возникла армия? Отвечая на этот вопрос, профессор Е. А. Разин показывал,
что при первобытно-общинном строе племена представляли собою самодействующую
вооруженную организацию, основной задачей которой являлась защита от внешнего
нападения. В период разложения родового строя сначала появились временные
военные объединения, которые затем превратились в дружины военачальников. Это
были зачатки военной организации. С возникновением рабовладельческого общества
потребовалась сила, которая могла бы держать в подчинении рабов. Такой силой
стало государство, важнейшим органом которого явилась специальная вооруженная
организация армия и военно-морской флот. Они же представляли и орудие для
подавления выступлений своего народа и порабощения населения других стран.
Автор утверждает, что армия является орудием политики того или иного класса,
поэтому она имеет классовый характер. Это было или непосредственное вооружение
господствующего класса (рабовладельческая милиция и ополчение феодалов) или
сосредоточение в руках его представителей военной власти, что выражалось в
классовом подходе при комплектовании армии командным составом. Он замечал, что
поскольку армия является организационной силой господствующего класса, то в
ходе каждой революции идет упорная борьба за эту силу. Сломив сопротивление
старого господствующего класса и дезорганизовав его армию, новый господствующий
класс стремится закрепить свое господство или восстановлением, реорганизацией и
укреплением старых вооруженных сил, или созданием новой военной организации
государства. Важнейшие особенности такой организации заключались в наличии
воинской дисциплины, военной техники и форм военной организации.
Е. А. Разин дает следующее определение воинской дисциплине - это подчинение,
основанное на субординации. Дисциплина имеет цель направить усилие всего
|
|