|
Эварт Окшотт
Меч в век рыцарства. Классификация, типология, описание
В основу книги легло четвертьвековое изучение средневекового меча, а именно
европейского оружия 1100-1500-х годов, не только как археологического артефакта,
но и как благородного вида оружия практического назначения. Вы узнаете, что
рыцарский меч произошел от длинных железных мечей древних кельтов, о
скандинавских прародителях рыцарского оружия и много других интересных
исторических фактов. Автор приводит классификацию типов мечей, разновидностей
форм наверший, указывает особенности рукоятей и ножен, описывает стили
украшения крестовых гард.
Введение
До недавнего времени средневековый меч считался оружием неизменной (хотя и не
слишком точно определенной) формы, грубым инструментом для убийства, очень
тяжелым, неудобным и кровавым. Одновременно он рассматривался как символ
некоего ложного романтизма. Этого взгляда придерживались даже некоторые ученые
и коллекционеры оружия. Жив он и сегодня благодаря трудам отдельных историков,
не говоря уже о писателях – творцах исторических романов, которые, как правило,
не имеют должного интереса к этому замечательному виду оружия и потому смело
заявляют, что меч слишком жесток, тяжел, неудобен, да и вообще неэффективен.
Подобные заявления, являясь следствием недостаточных знаний о средневековых
мечах, вводят читателей в заблуждение, особенно если исходят от авторитетных
источников.
Предлагаемая работа является попыткой на основе длившегося четверть века
изучения европейского меча 1100–1500 годов вернуть этому удивительному оружию
его истинный вид и значение. А поскольку изучение было не только академическим,
но и практическим, меч предстанет перед читателем не просто как археологический
артефакт, изученный, проанализированный и классифицированный, а как самое
благородное оружие, когда-то имевшее большую ценность для людей и служившее им
верой и правдой.
Очевидно, стоит начать с попытки понять, почему со временем возникло упомянутое
ошибочное представление о мече. В чем причина недоразумения? Прежде всего,
вероятно, в относительной редкости и недоступности материалов для исследования.
Среди большого количества оружия, дошедшего до наших дней, лишь очень немногие
экземпляры могут быть отнесены к периоду, предшествовавшему Ренессансу.
Единственные средневековые мечи, которые сегодня доступны для обозрения, – это
черные и изъеденные коррозией экземпляры, надежно укрытые за толстыми стеклами
музейных витрин. Найденные в процессе раскопок, они имеют такое же отношение к
«живым» мечам того периода, как и ржавые обломки, поднятые из донных отложений,
к величественным древним судам, частью которых они некогда являлись. Подобные
со временем изрядно видоизмененные предметы, которые можно увидеть, но нельзя
представить в действии, вполне могут произвести впечатление неудобных и
неэффективных. Добавьте к этому фантазии романтических писателей прошлого,
которые, желая придать своим героям черты супермена, заставляют их размахивать
огромным и тяжелым оружием, демонстрируя таким образом силу, намного
превосходящую возможности современного человека. А завершит картину эволюция
отношения к этому виду оружия, вплоть до презрения, которое питали к мечам
любители утонченности и элегантности, жившие в восемнадцатом веке, романтики
Елизаветинской эпохи и почитатели великолепного искусства эпохи Возрождения.
Становится понятным, почему оружие, доступное для обозрения только в его
упадочном состоянии, может считаться непродуманным, грубым, тяжеловесным и
неэффективным. Конечно, всегда найдутся люди, для которых строгий аскетизм форм
неотличим от примитивизма и незавершенности. Да и железный предмет длиной чуть
меньше метра вполне может показаться очень тяжелым. В действительности средний
вес таких мечей варьировался между 1,0 и 1,5 кг, причем они были сбалансированы
(в соответствии с их назначением) с той же тщательностью и мастерством, как, к
примеру, теннисная ракетка или удочка. Бытовавшее мнение о том, что их
невозможно удержать в руках, является абсурдным и давно устаревшим, однако
продолжает жить, как и миф о том, что облаченных в доспехи рыцарей мог поднять
на коня только подъемный кран.
Мечи красивы строгим совершенством линий и пропорций – а ведь именно в этом
суть красоты, – сравнимым с великолепными творениями гончаров. Хороший меч имет
нечто общее, скажем, с китайскими гончарными изделиями династии Сунь, чье
эстетическое влияние на человека усиливается несоразмерностью с их практическим
применением.
«Рыцарский» меч ведет свое происхождение от длинных железных мечей древних
кельтов и далее, через мечи периода викингов и эпохи Великого переселения. Это
оружие первых четырех веков до нашей эры, немало образцов которого было найдено
в различных частях Европы, имело широкие плоские клинки с двумя режущими краями
(лезвиями), идущими почти параллельно друг другу и заканчивающимися
лопатовидным или закругленным острием. Большинство континентальных мечей имеют
среднюю длину около 76 см от острия до плеч клинка и 15–18 см от плеч до
головки рукоятки. Они обычно имеют ширину около 5 см и сужаются к острию до 3,
5 см. Следует отметить, что почти все образцы кельтских мечей, найденные на
Британских островах, значительно меньше и не отличаются высоким качеством, зато
мечи, найденные на континенте, изготовлены с большим мастерством. Как правило,
все они имеют неглубокий широкий дол, идущий вдоль всего клинка, а самые лучшие
|
|