Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эварт Окшотт :: Эварт Окшотт - Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения
<<-[Весь Текст]
Страница: из 63
 <<-
 

Глава 2
Замки, помещики и рыцари

Когда мы стоим под стенами средневекового замка, то обязательно думаем о войне. 
В своем воображении мы слышим рев и шум битвы – лязг стали, боевые кличи, скрип,
 треск и стук баллист, громоподобные звуки, издаваемые вылетающими из них 
камнями, ритмичный и зловещий бой таранов и стенобитных машин, шипение кипящего 
масла, которое льют осажденные в ров на воинов противника, трескучий свист 
летящих стрел. Стоит нам представить замок изнутри, как перед нашим внутренним 
взором предстают свирепые бароны, окруженные ордами вооруженных до зубов солдат 
и пирующие во внутреннем зале замка, в то время как несчастные узники, лишенные 
света и пищи, умирают в кишащих крысами подвалах донжона, сгнивая заживо на 
мокрой вонючей соломе. От этой весьма колоритной картины, навеянной 
романтическим невежеством, тем более трудно отказаться, что в ней есть 
небольшой элемент истины. Были осады и жестокие битвы под стенами замков. Были 
и бароны, которые, правда, в целом менее свирепы и более цивилизованны, чем их 
описывают нам романисты. Были конечно же и несчастные узники.
Но давайте постараемся увидеть замок таким, каким он был в действительности. 
Для обитателей среднего английского замка на каждый день войны приходились 
тысячи дней мира. Многие замки вообще ни разу за свою историю не подвергались 
осадам. Значение средневекового замка заключается в том, что это была не просто 
крепость – это был главный дом знатного семейства. В замке отправлялись все 
дела по управлению прилегающим районом, сюда стекался бесконечный поток 
визитеров и гостей – и это были не только рыцари, но и художники, ремесленники, 
музыканты, писатели и юристы. Например, здесь можно было встретить каменщиков, 
работавших на возведении больших соборов и аббатств. Этих людей хотя в те 
времена и считали каменщиками, в наше время, скорее всего, можно было бы 
назвать архитекторами. Многие из них были поистине выдающимися личностями, чьей 
квалификации и совета искали монархи – то были люди, которые проектировали и 
строили такие великие сооружения, как капелла Кафедрального собора в Линкольне, 
башня Солсбери, шпиль Эксетера и большие замки Конвея, Бомари и Карнарвона. Там 
бывали скульпторы, подобные Джону Массингему, останавливались во многих замках 
Чосер и Жан Фруассар – люди весьма высокого полета. Чосер, великий поэт и 
рассказчик, был любимцем Ричарда и его двора; Фруассар, на редкость одаренный 
популярный историк, первоклассный исторический новеллист, был другом супруги 
Эдуарда III, Филиппы д'Эно, а также спутником Черного принца и всех тех великих 
рыцарей, о которых он столь живо рассказывал. Эта блестящая знать и их менее 
знаменитые современники и были людьми, которых часто можно было встретить в 
замке. Посещали замки также и музыканты, композиторы и певцы – люди, подобные 
современным Джеймсу Гэлвею и Лучано Паваротти, – кроме того, всегда находились 
там и популярные в народе исполнители – группами и в одиночку, – подобно 
сегодняшним поп-группам и эстрадным исполнителям. Собирались в замках и великие 
спортсмены. Любители турнирных схваток, поединков на мечах, а также большие 
специалисты по верховой езде и охоте – псовой и соколиной. Наезжали в замки и 
крупные военачальники – Уильям Маршал, Саймон де Монфор, Джон Гиффард, Генри 
Гросмонтский, граф Дерби, Томас Дэгуорт, Роберт Кноллис – список можно 
продолжать до бесконечности. Давайте для наглядности представим себе гостей за 
обеденным столом в большом зале Уорвикского замка в какой-нибудь из дней 1357 
года. Граф Томас Бошамп сегодня дома, с ним несколько французских аристократов, 
которых он взял в плен, командуя правым флангом армии Черного принца в битве 
при Пуатье год назад. Присутствует здесь также и господин Генри Йевел, великий 
архитектор, работающий над проектом нового шпиля Кентерберийского собора; сэр 
Роберт Кноллис, знаменитый и любимый в войсках начальник наемников; 
настоятельница монастыря, направляющаяся с визитом к королевскому двору в 
Виндзоре; группа музыкантов, которые попросились присоединиться к свите принца 
в Бордо; художник, работающий над росписью стен в апартаментах графа; один из 
членов Королевского суда вместе со свитой клерков и чиновников. Если назвать 
представителей этого собрания на современный манер, то можно сказать, что на 
обеде присутствовали сливки общества – правительственный чиновник высокого 
ранга, он же хозяин дома, группа корпоративных руководителей, ведущий 
архитектор и выдающийся художник, генерал, уважаемый писатель, известная 
поп-группа и член Верховного суда.





Рис. 3.
Замок Лузиньян во Франции. Рисунок сделан с живописной картины, написанной 
около 1418 года; основная часть замка была возведена приблизительно на двести 
лет раньше На картине хорошо показано, как выглядел средневековый замок в те 
времена, когда его использовали по прямому назначению. Крыши были крыты красной 
черепицей, серо-голубым шифером или каменными плитами. Большая цилиндрическая 
башня в центре замка с навесными бойницами парапета, увенчанная вычурной крышей 
со множеством маленьких шпилей и «турелей», которые были построены позже, чем 
основной ансамбль замка, и, должно быть, были совсем новыми в момент написания 
картины. Рядом с центральной башней пристроены большой зал и жилые помещения.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 63
 <<-