|
Рис. 46.
Походное седло, около 1450 года.
Вот, вкратце, и все, что касается боевого седла. Для охоты и путешествий седла
изготовляли приблизительно так же и из того же материала, но формой они
отличались от боевых седел. Многие охотничьи и обыденные седла того времени
сохранились до наших дней, все они были изготовлены за период от 1380 до 1480
года. Эти богатые, ценные изделия дают редкую возможность оценить мастерство
ремесленников Средневековья, насладиться видом деревянных ленчиков, щедро
украшенных резной и крашеной слоновой костью. До нас не дошли более скромные
повседневные седла, единственным украшением которых была обычная кожа. Но по
роскошным парадным седлам можно безошибочно судить и о том, как изготовлялись
обычные повседневные седла. По форме они напоминают старые боевые, бывшие в
ходу до Крестовых походов, – у них остроконечная передняя лука и низкая, но
обеспечивающая надежную опору задняя лука (рис. 46).
В принципе средневековые стремена ничем не отличались от своих современных
аналогов, хотя и имели несколько иную форму. Можно проследить закономерные
изменения, которые претерпела форма стремени начиная с 700 года н. э., но нам
будет достаточно рассмотреть виды стремян, которыми, скорее всего, пользовался
наш рыцарь.
Рис. 47.
Стремена, 1000—1500 годы.
Приблизительно до 1350 года самой распространенной была треугольная форма
стремени (рис. 47). Но начиная со второй половины XIV века в моду по непонятной
причине входит стремя с искривленными скобами. Идея, как мне кажется,
заключалась в том, чтобы острый треугольный край не врезался в бок лошади во
время сражения. Еще один тип стремени, который начали применять в это время, –
стремя с широкими боковыми скобами, суживающимися книзу. Это было разумное
решение, так как такое стремя препятствовало соскальзыванию стопы всадника
вперед, что было особенно важно во время турнира, когда ноги были вытянуты
вперед и сильно упирались в стремена. Такая конструкция позволяла просунуть
стопу в стремя и упереться в скобу тыльными костями лодыжек. Однако если рыцаря
выбивали из седла, то была велика вероятность того, что лошадь потащит его по
земле, так как рыцарь не мог быстро высвободить ногу, надежно вставленную в
стремя. Только в конце XV века вершине скобы стремени стали придавать круглую
форму.
Иногда на средневековых картинах видно, что лошади – не обязательно боевые –
подкованы большими гвоздями, шляпки которых напоминают шипы футбольных бутс.
Такие гвозди часто использовали в Средние века для фиксации подков. Даже лошади,
запряженные в колесницы, у кельтов подковывались такими же гвоздями.
Доспехи для лошадей разрабатывались параллельно с разработкой и
конструированием рыцарских доспехов. Но ткань, кожа и кольчуга, применявшиеся
для изготовления конских доспехов, так полностью и не уступили место
металлическим пластинам. Несмотря на то что в лошадиных доспехах XV и XVI веков
встречаются великолепные стальные пластины, все же такие предметы могли
позволить себе только высокопоставленные особы и богатые рыцари. Доспехи
лошадей простых рыцарей продолжали делать из традиционных, более легких и
дешевых материалов.
Известно, что лошадиные доспехи в том или ином зачаточном виде уже применялись
в древности для защиты запряженных в колесницу коней, но настоящее развитие
конское снаряжение такого рода получило только с появлением тяжелой кавалерии.
Как мы уже знаем, первыми воинами, которые стали применять в бою тяжелую
кавалерию, были сарматы, но только готы ввели новую тактику, методы ведения боя
и рыцарские доспехи в военный обиход Средневековья. В истории войн с готами в
середине VI века, написанной Прокопием, секретарем великого византийского
полководца Велизария, мы читаем, как готский король Витигес шел на Рим: он вел
большую армию, состоявшую из всадников и пехотинцев, «и большинство из них, так
же как и их кони, были одеты в броню».
После этого мы ничего не слышим о конских доспехах вплоть до 1150 года, то есть
в течение шестисот лет. Хотя представляется, что такое вооружение вышло из моды,
мы не должны допускать, что его в этот промежуток не использовали вообще. Тем
не менее ни один историк или хронист – и, что еще важнее, ни один поэт – не
упоминает о них в течение этих шестисот лет, что позволяет утверждать, что
такие доспехи встречались в то время действительно редко.
Во второй половине XII века сведения о лошадиных доспехах появляются все чаще и
чаще, но в большинстве своем в художественной литературе. На нескольких
картинах изображены лошади в кольчужных попонах, но гораздо больше изображений
|
|