|
типа были взяты на вооружение рыцарями Западной Европы после того, как во время
Крестовых походов воины Запада познакомились с тактикой арабов, которые издавна
использовали такие седла.
До наших дней сохранились немногие образцы таких ранних седел. В Королевской
Оружейной палате в Мадриде находится такое старинное седло, которое, судя по
записям в инвентарных книгах, принадлежало арагонскому королю Хайме I
(1213—1276). У англичан седло короля Генриха V (1413—1422) висит над его
гробницей в Вестминстерском аббатстве. Сейчас оно выгладит довольно потрепанным,
так как исчезло бархатное синее покрытие, украшенное некогда геральдическими
лилиями. Но, поскольку остался остов седла, мы можем понять, как оно было
сконструировано (рис. 43).
Рис. 43.
Боевое седло Генриха V. Вестминстерское аббатство.
Рис. 44.
Седло императора Фридриха III, изготовленное в 1477 году Лоренцем Кольманом из
Аугсбурга. Историко-искусствоведческий музей, Вена.
Средневековое седло состоит из деревянной основы, называемой ленчиком, сиденья,
металлических крепежных деталей, ремней и покрытия. Ленчик состоит из различных
частей, изготовленных обычно из бука: эти «полосы», или пластины, две плоских
доски, расположенные на боках лошади, соединялись передней лукой спереди и
задней лукой сзади. Над боковыми пластинами между луками седла расположено
сиденье, а к боковым пластинам крепились подпруги и стремена. Все эти детали
ясно видны на седле короля Генриха V (рис. 43). Видно, как высоко расположено
сиденье над боковыми пластинами – приблизительно на пять дюймов выше хребта
лошади. Сохранившаяся подушка седла набита сеном.
Сохранился статут 1403 года, регулировавший работу седельных мастеров в Лиможе.
В этом статуте можно найти ценные сведения о том, как изготовляли седла в то
время. В этих статутах предписано, что соединения ленчика должны быть выполнены
добрым клеем и укреплены прочными заклепками. «Ленчик должен быть надежно
скреплен сухожильными шнурами сверху и снизу и хорошо покрыт снизу, чтобы
лошадиный пот не попортил сухожилия». Весь ленчик покрывали изнутри и снаружи
оплеткой, изготовленной из бычьих жил. Для соединения деталей применяли горячий,
только что сваренный клей. Если клей был холодный и подсохший, то его уходило
больше. Затем ленчик обтягивали льняной тканью. Потом крепили металлические
детали; потом седло передавали декоратору, который покрывал внутреннюю
поверхность бараньей кожей, а верхнюю, наружную часть обтягивал бархатом или
телячьей кожей (кордовским опойком).
Позже, в XV веке, «плечи» задней луки стали тоньше, как это видно на рис. 44,
где изображено седло, сделанное в 1477 году для императора Фридриха III
(1453—1509). Позже эти плечи стали еще меньше. Опорой им служили тонкие стержни,
в то же время передняя лука стала значительно шире (рис. 45).
На рисунке седла Генриха V видны две скобы с отверстиями в передней части,
продолжающиеся вперед от боковых пластин ленчика за переднюю луку над хребтом
лошади. Эти скобы служили для крепления нагрудного ремня, который фиксировал
седло и препятствовал его скольжению назад. Есть и скобы, расположенные позади
задней луки седла, к которым крепились задние ремни, обернутые вокруг
лошадиного зада, – эти широкие ремни не давали седлу соскальзывать вперед.
Часто эти широкие ремни имели красивые резные края и были украшены шитьем или
металлическими вставками. Эти последние часто представляли собой миниатюрные
щиты из позолоченной меди, на которых цветной эмалью изображались гербы
владельца; иногда это были круглые диски, также украшенные гербами цветной
эмали. Я изобразил лошадей с такими орнаментами на рис. 30, но весьма часто для
фиксации седел применялись только подпруги, как это показано на рис. 29.
Рис. 45.
Боевое седло, около 1520 года. Собрание Уоллеса, Лондон.
|
|