|
Английский сделал де Шурланда рыцарем и баннеретом в 1300 году за выдающиеся
отличия при осаде Кэлварока в Шотландии. Скульптурная фигура сэра Роберта лежит
в полном рыцарском облачении под каменным навесом. Краски, которыми раскрасили
некогда фигуру, поблекли, она исцарапана многочисленными инициалами и покрыта
пылью. Некоторые из этих инициалов выцарапали в нашем столетии, другим уже
больше трехсот лет. Но сама скульптура остается красивейшим памятником своей
эпохи. Возможно, главная достопримечательность заключается в том, что глыба, на
которой покоится скульптура, вырезана в форме конской головы. По тому, как
вырезана голова, видно, что конь выныривает из воды, хотя возле затянутых в
кольчугу ног сэра Роберта видна другая человеческая фигура – похоже, что этот
человек ведет лошадь под уздцы.
Существует легенда о сэре Роберте де Шурланде и его коне. В этой легенде
рассказывается, как однажды в приступе ярости он приказал заживо закопать в
землю священника. Очень жаль, что мы не знаем, чем именно провинился священник,
но история об этом умалчивает. Вот-вот должен был начаться судебный процесс
против сэра Роберта по обвинению в убийстве священника, но в это время
случилось так, что король путешествовал по реке на корабле, который в один из
тихих ясных дней проплывал мимо острова Шеппи. Сэр Роберт воспользовался
случаем, поплыл на коне к кораблю и сумел вымолить у короля прощение. Эдуард,
видимо, вспомнил прошлые заслуги сэра Роберта и удивился смелому поступку
рыцаря, за что и даровал прощение. Потом сэр Роберт на коне снова поплыл к
берегу. До сих пор эта история вполне могла соответствовать действительности,
но дальше начинается сплошная мистика. Когда рыцарь спешился, к нему обратилась
какая-то колдунья и напророчила, что любимый конь станет однажды причиной его
смерти. Сэр Роберт выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось.
Труп лошади был оставлен на берегу, и много лет белевшие на песке кости овевали
ветры и омывали дожди. Однажды сэр Роберт прогуливался с другом по берегу реки.
Они проходили мимо скелета, и сэр Роберт, смеясь, рассказал другу о старом
пророчестве. Рассказывая, он пнул ногой череп, но осколок кости пробил сапог и
вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови. Так
исполнилось пророчество колдуньи.
Не важно, правдива эта история или нет, но зато мы теперь понимаем, почему на
надгробном памятнике появилась лошадиная голова. С другой стороны, именно
присутствие головы коня на могиле могло послужить основой более поздней легенды.
Мы никогда не узнаем, где кончается правда и начинается вымысел или в какой
степени они соотносятся друг с другом. Но все же должны быть веские основания
для того, чтобы на могиле рыцаря, кстати на единственной такого рода, появилось
изображение лошадиной головы. Почему на могиле де Шурланда, а не кого-то
другого? Вообще говоря, удивительно, что так мало лошадиных скульптур на
могилах рыцарей, если учесть, какую исключительно важную роль играла лошадь в
жизни рыцаря. Учтите, что в каждой европейской стране (за исключением
Скандинавии и Англии) само слово «рыцарь» по корню своему связано с конем: во
Франции рыцаря называют шевалье, в Италии – кавальере, в Испании – кабальеро, в
Германии – риттер, и каждое из этих слов означает «всадник», «наездник». Даже в
Римской империи одно из высших сословий общества, эквивалентное европейским
рыцарям, так и называлось всадническим. Но почему тогда в английском языке для
обозначения рыцаря применяют слово «knight»? Это видоизмененное древнее
англосаксонское слово «cniht», которым обозначали молодого человека из хорошей
семьи; конечно, этим словом описывали человека, имевшего статус английского
шевалье. Мы также должны вспомнить, что в Англии до Нормандского завоевания, то
есть до битвы при Гастингсе в 1066 году, воины – даже знатные – никогда не
сражались верхом. А вот на континенте если вы были благородным аристократом в
любом месте Европы (кроме Скандинавии), то обязательно должны были быть
всадником, в Англии это было не так.
Некоторые склонны думать, что облаченные в доспехи всадники появились внезапно,
как по мановению волшебной палочки, и впервые – в 1066 году, как ужасный новый
способ ведения войны именно на поле Сенлак, на поле, где происходила битва при
Гастингсе в Юго-Восточной Англии. Такое убеждение не имеет под собой никакой
почвы. Полностью закованные в броню всадники появились очень давно, в I веке н.
э., в Центральной Азии. В это время народ, известный под названием сарматы,
начал движение на запад, в степи современной Южной России, где тогда обитали
скифы. Сарматы и скифы были родственными народами и превосходными наездниками,
но ездили верхом, вооружались и воевали они по-разному. Скифы ездили на
мелкорослых быстроногих конях и были лучниками, стрелявшими с седла. Сарматы же
ездили на более крупных животных, носили доспехи и сражались копьями и длинными
мечами, что давало им преимущество и позволило нанести поражение скифам и
занять их землю. Прожив несколько поколений в Южной России, сарматы сами были
вытеснены оттуда пришедшими на юг с берегов Балтийского моря готами. Эти готы
были представителями народа, от которого позже произошли англосаксы и викинги.
Готы переняли у сарматов способы ведения войны и вскоре достигли в этом
большого искусства. В течение IV века готы не раз сталкивались в битвах с
римскими легионами и нанесли им в конце концов решительное поражение в битве у
Адрианополя во Фракии в 376 году. Готы смогли победить многочисленных и
превосходно обученных римских легионеров, лишь используя тактику массированных
ударов крупными силами тяжеловооруженной кавалерии – то есть предвосхищая
тактические приемы средневекового рыцарства. После этой битвы римляне стали
привлекать в свое войско готов для службы наемниками. Так как теперь новая
устрашающая тактика с применением невиданного доселе рода войск стала тактикой
римской армии, то готский метод ведения войны распространился по всей Европе.
Вместо того чтобы оставаться в покоренных ими восточных странах, готские
|
|