|
существовавшую Римскую империю. В 364 году старая Римская империя распалась на
две части – Западную, в которую вошли Италия, Испания, Галлия и Британия,
управлявшуюся из Рима, и Восточную, которой управляли из Константинополя (ныне
Стамбул). Западная Римская империя окончательно распалась, а восточная половина
уцелела. Это была большая, богатая и густонаселенная империя, существованию
которой после 1171 года начали угрожать турки-сарацины.
Палестина, конечно, была очень важна, потому что там жил и учил сам Христос.
Христиане всей Европы совершали долгие и трудные путешествия, паломничества, в
такие святые места, как Назарет и Иерусалим. Мы до сих пор называем Палестину
Святой землей. Завоевание Святой земли дикими турецкими ордами было очень
серьезным делом. Арабы, завоевавшие Палестину до 1171 года, не препятствовали
христианам, позволяя им совершать паломничество к святым местам и выполнять без
помех необходимые обряды. Но турки, такие же, впрочем, мусульмане, как и арабы,
ненавидели христианство. Они закрывали святые места, убивали паломников и под
угрозой смерти заставляли христиан переходить в ислам.
Константинопольский император обратился за помощью к римскому папе. А папа
обратился к своей пастве – к христианам – то есть ко всем народам, населяющим
христианскую Европу. Он призвал воинов прекратить междоусобицы и вместо этого
идти на восток сражаться с турками. Этот призыв и сведения о страшных событиях
в Азии воспламенили дух всех, кто их слышал: воспламенили настолько, что со
всех концов Франции и Германии массы людей – крестьян, рыцарей и простых воинов
– отправлялись в долгий путь в Святую землю.
Пошли, конечно, далеко не все. Но Крестовый поход знаменовал собой поворотный
пункт, так как множество оставшихся не у дел воинов отправились защищать Гроб
Господень, а более ответственные люди, оставшиеся дома, смогли лучше
организовать дела и наладить жизнь своих общин. Как раз в это самое время класс
французских землевладельцев создал другую идею, которая сыграла большую роль в
превращении упрямого и грубого кнехта в чосеровского истинного и благородного
рыцаря. Сами французы назвали эту идею «веселой наукой», а мы знаем ее как
кодекс рыцарства. Этот кодекс предусматривал безупречное поведение; причем
среди прочих требований было и такое – каждый мальчик из рыцарского сословия
должен был в возрасте двенадцати лет принести епископу клятву в том, что он
«всеми силами будет защищать угнетенного, вдову и сироту и что женщины,
особенно благородные по рождению, всегда будут предметом его особой заботы и
попечения». Он обязывался также защищать церковь и быть всегда готовым
сражаться за ее дело. Более того, от будущего рыцаря ожидали, что он всегда
будет в хорошем расположении духа; что речь его всегда будет спокойной, и он
никогда не будет выходить из себя; что он будет говорить либо умные вещи, либо
молчать; что он будет великодушным и благовоспитанным – то есть проявлять все
те качества, которые присущи человеку, с которым приятно находиться рядом. Все
это будущий рыцарь должен был клятвенно обещать в двенадцатилетнем возрасте.
Кроме того, он должен был стать прекрасным первоклассным бойцом. Не просто
бойцом и задирой, но профессиональным солдатом, способным сражаться
самостоятельно или в рядах других рыцарей. Он должен был постоянно поддерживать
свою физическую силу и выносливость, и действительно, многое из того, что
совершали средневековые рыцари, кажется, находится за пределами человеческих
возможностей. Кроме того, рыцарь должен был отличаться храбростью. Кодекс
рыцарской чести требовал не бояться ничего и никого. Помимо этого рыцарь был
обязан сохранять верность, в частности, своему сеньору, монарху и христианской
церкви. Достаточно, однако, о кодексе рыцарского поведения. Теперь перейдем к
служебным обязанностям. Как и во времена Вильгельма Завоевателя, рыцарь должен
был нести у своего сеньора простую солдатскую службу – и не только на войне, но
и в мирное время. Часть года рыцарь должен был пройти гарнизонную службу в
одном из замков лорда (сеньора), а также в течение определенного времени
сопровождать его в постоянных путешествиях и переездах. Помимо этого, рыцарь
был обязан следить за порядком в своем феоде, за состоянием земли, за
наемниками и слугами. Нередко ему приходилось заседать в поместном суде,
разрешая споры между своими подданными и наказывая их за совершенные
преступления. Когда рыцарь становился старше и опытнее, он получал место
магистрата в суде графства. Кроме того, рыцаря можно было назвать полицейским,
хотя скорее его обязанности были сравнимы с обязанностями помощника шерифа на
старом добром американском Западе. Рыцарь должен был следить за поддержанием
законности и порядка, и если шериф созывал
posse comitatus,
то есть людей, способных носить оружие, то рыцарь был обязан вооружиться и
присоединиться к со братьям-рыцарям для розыска и поимки преступников. Часто
это была нелегкая и опасная задача. В Англии на протяжении Средних веков шли
непрерывные гражданские войны, смуты и межнациональные столкновения, не говоря
уже о междоусобицах соперничавших баронов, – по этой причине рыцарям весьма
часто приходилось исполнять полицейские функции.
Так, вкратце, можно описать, каким был рыцарь и чем он занимался. Но давайте
предположим, что у рыцаря нет фьефа, то есть нет земли, и нет лорда, которому
он должен служить. Таких рыцарей было довольно много, лучшее, что они могли
сделать, – это стать профессиональными наемными солдатами и поступить на службу
к более удачливому рыцарю или барону в его отряд, получая за службу
определенное жалованье. Все свои прочие потребности наемники должны были
удовлетворять самостоятельно, рассчитывая только на свои способности. Главной
целью любого безземельного рыцаря было получить лен или фьеф. Некоторые
|
|