|
но в действительности это было весьма непрактично. При соответствующем
повороте меча запястье оказывалось бы повернутым под неестественным углом к
предплечью и не смогло бы удержать парируемый удар; напротив, если удар
отражают острием клинка, то запястье становится под более естественным углом к
предплечью, и для отражения удара можно использовать силу всех мышц конечности
и тела, чтобы удержать в руках меч и не пропустить удар. При другом способе
отражения — встречном ударе — нормальное положение запястья позволяет более
удачно манипулировать мечом.
В течение XV века на основе изучения принципов боя мечом одной рукой была
создана теория такого боя; на эту тему написаны многочисленные «боевые книги»,
полные живых изображений способов владения оружием (рис. 94). Во многих приемах
использовались элементы акробатики; хотя удары парировали мечами, воин должен
ускользать, нырять и уклоняться так же ловко, как и прежде. Кроме того, в бое
сохранилось много элементов чисто силового единоборства. Рыцарь должен был
уметь захватить руку противника, держащую меч, захватить своей рукой, держащей
меч, противника за шею и ударить его головкой рукоятки в ухо. После этого
рыцарь пропускал крестообразную гарду между коленями противника и резким рывком
валил его наземь. Очень часто рыцарь перехватывал меч за клинок, сближался с
соперником и бил его головкой эфеса шпаги или меча в лицо
[4]
. Иногда рыцарь пользовался для парирования ударов маленьким круглым щитом,
надевавшимся на левую руку, в иных случаях для этого пользовались взятым в
левую руку кинжалом, а иногда рыцарь просто обматывал левую руку полой плаща.
Такой способ фехтования получил особенно широкое распространение в Испании, где
начиная с шестидесятых годов XV века на рукоятках мечей появляются
дополнительные приспособления для защиты пальцев от клинка противника (рис.
118). В Испании родилось и выражение, которому мы обязаны появлением слова
«рапира». В Средние века не было принято ношение меча с повседневной одеждой;
меч носили, только надев доспехи. Однако во второй половине XV века новый
способ фехтования сделал возможным и даже необходимым ношение оружия без
доспехов. В семидесятых годах XV столетия в испанской литературе появляется
новое выражение «espada de ropera», что в дословном переводе означает
«костюмный меч», то есть меч, который носят с обычной одеждой. Французы
переняли слово «ropera», обозначив им способ ношения оружия, которое и назвали
«rapiere». Обычай этот распространился и в Англии, где оружие было названо
рапирой.
В германских странах колющий меч всегда называли «degen», что, собственно, и
означало «колющий меч», и там никогда не употребляли испанское по происхождению
слово «рапира».
В поединках соперничавшие между собой рыцари должны были сражаться одинаковым
оружием — копьем против копья, мечом против меча, топором против топора и т. д.
Но в сражениях все обстояло по-другому. В битвах мечу могли противостоять и
булава, и топор или что угодно другое. Перипетии битвы были таковы, что иногда
рыцарь оказывался вооружен одним лишь кинжалом. Поэтому в подготовке воина
большое внимание уделяли тому, чтобы он умел владеть всеми возможными видами
оружия и мог отражать удары любого вида оружия.
В рыцарскую эпоху, как я уже говорил, изготовляли мечи самых разнообразных форм,
но эти различия были незначительны и малы. Лучший способ познакомить с ними
читателя — это нарисовать их. Изображения мечей приведены на рисунках 92–93. На
этих рисунках я показал множество сохранившихся от разных периодов мечей. Все
эти мечи и сейчас находятся в превосходном состоянии и годны к применению.
Некоторые мечи сохранились так хорошо, что кажется, будто ими пользовались на
прошлой неделе, до того они хороши и красивы. Видна разница в форме головок и
крестообразных гард, а если присмотреться внимательно, то становится заметной и
разница в форме клинков. Конечно, многие из этих мечей использовались в деле в
один и тот же исторический период, хотя я выбирал образцы, которые можно с
определенной долей уверенности датировать с точностью до пятидесяти лет.
Активная жизнь настоящего боевого меча была долгой, иногда до ста лет; так что
если мы говорим, что меч был изготовлен в 1350 году, то вполне возможно, что им
продолжали сражаться и в 1440 году. Это обстоятельство делает точную датировку
изготовления мечей достаточно сложной. Стоит помнить, что когда в музее или на
книжной иллюстрации вы видите оружие, обозначенное, скажем, как «меч, возможно
итальянский, 1410–1440 гг.», то можете быть уверенными, что его изготовили в
промежутке между этими двумя датами; но эта надпись ничего не говорит о том,
когда использовался этот меч. Некоторые средневековые мечи, а вместе с ними и
доспехи, взятые из частных арсеналов, нашли довольно широкое применение во
время гражданской войны в Англии в 1642–1648 годах.
На многих клинках можно прочесть выгравированные надписи. Было множество
способов нанесения надписей, в зависимости от эпохи менялся и стиль. В эпоху
викингов на их мечах красовались какие-то знаки, которые ничего не говорят нам,
но имели большое значение для своих владельцев; на противоположной стороне
клинка обычно стояло имя изготовившего оружие кузнеца. На рисунке 95 приведены
такие значки и имя мастера. Знаки и буквы выполняли в виде железных инкрустаций
на стальном клинке. Кузнец вырезал буквы на горячем еще клинке с помощью
холодного инструмента. Потом мастер брал кусок проволоки или железный стержень.
Этот последний (вместе с клинком) раскаливали до температуры сварки, а затем
проволоку молотом вколачивали в подготовленные прорези. После охлаждения и
|
|