|
алебарда.
На главном режущем крае клинка глевии имелся один большой копьевидный шип, а на
другой стороне клинка — шип меньших размеров; сам же клинок по сравнению с
секатором стал длиннее и уже (рис. 69). У алебарды лезвие было шире и короче, а
спереди помещался острый выступ. На самом деле получился большой топор на
пятифутовой рукоятке. (Кстати, когда говорят о шестах, на которые насаживали
копья, топоры, глевии, алебарды и тому подобное, то словом «древко» обозначают
шесты с копьями и пиками, а термин «рукоятка» оставляют для топоров, алебард и
т. п.)
Это оружие было изобретено и усовершенствовано в XIV и XV веках. Глевия
(которую в Англии называли
биллем)
стала весьма изящным и замысловатым оружием, в отличие от алебарды, которая
приобрела законченную, максимально эффективную конструкцию приблизительно к
1470 году (рис. 70а), а потом постепенно перестала применяться и к 1525 году
превратилась в декоративное и церемониальное оружие. Алебарды времен Елизаветы
I были очень красивы, но абсолютно неэффективны как боевое оружие (рис. 706).
Действительно, единственным их предназначением осталось красоваться в руках
государственных и городских стражников.
За период с 1400 до 1600 года форма копья тоже претерпевала значительные
изменения, а само оружие становилось более разнообразным. В Средние века каждой
из этих форм давали собственное наименование, и теперь весьма трудно
разобраться, какие именно копья назывались теми или иными терминами:
вуж, рансер, гизарма, рунка
и др. Вероятно, вуж — это то же самое, что и глевия, рансер был похож на билль,
а гизарма — это очень большое и красивое копье, усовершенствование которого
было закончено в одно время с алебардой, то есть около 1470 года. Это оружие
чаще называли
протазаном,
наконечник которого напоминал клинок большого широкого меча. Как правило,
клинок очень широк у основания (называемого
плечами клинка),
из которого по обе стороны выступают по одному крылу или
ушку
(рис. 71). Эти ушки отличаются от тех, что прикреплялись к описанным выше
копьям, тем, что последние крепились к гнезду наконечника ниже лезвия, а в
протазане эти приспособления выступали непосредственно из клинка. Десятки тысяч
таких протазанов выковывались для настоящих сражений, но многие образцы были
богато отделаны и украшены гравировкой, позолотой или золотыми и серебряными
насечками; такие протазаны использовались как церемониальное оружие в свитах
аристократов. С течением времени клинки становились меньше, а крылья, или ушки,
— больше. Постепенно протазан принял такую форму, какую он имеет и в наши дни:
например, в церемониальном вооружении йоменской охраны лондонского Тауэра. Эти
церемониальные протазаны — впрочем, как и все древковое церемониальное оружие,
— украшены большой кисточкой, прикрепленной к верхней части древка
непосредственно под клинком. Такие же кисточки прикрепляли и к боевым
протазанам. Но в этом случае цель была сугубо практической — кисточка впитывала
кровь, стекавшую с клинка, и его рукоятка оставалась сухой.
Это оружие, применявшееся пехотинцами на протяжении длительного времени, не
оказывало тем не менее существенного влияния на исходы битв, которые решались
обычно тяжелой кавалерией — вооруженными всадниками и рыцарями. Однако в начале
XIV века алебарда — новое изобретение фламандцев и швейцарцев — оказала большое
влияние на усовершенствование доспехов и вооружение кавалеристов и рыцарей. В
двух битвах — при Куртрэ во Фландрии (1302) и у горы Моргартен в Швейцарии
(1315) — крупные силы великолепно экипированной кавалерии потерпели тяжелые
поражения от пеших горожан и крестьян, вооруженных алебардами.
При Куртрэ цвет французского рыцарства, воины, вооруженные копьями и мечами,
защищенные кольчугами, скрепленными на коленях и плечах железными бляхами, и
прикрытые железными пластинами под плащами, совершили несколько доблестных, но
плохо организованных атак, пытаясь, перейдя реку, разгромить густую толпу
фламандцев. Случились две вещи, которых не ожидали французские рыцари.
Во-первых, горожане стояли твердо, не дрогнули и не бросились в бегство перед
горделиво выступавшими конями. Во-вторых, тяжеловооруженные всадники увязали в
топком грунте луга, расположенного между рекой и позициями фламандцев. Пока
рыцари барахтались в грязи, стараясь набрать скорость, чтобы обрушиться на ряды
неприятеля, этот последний сам бросился вперед, перехватил инициативу и напал
на воинов в доспехах, оказавшихся в весьма тяжелом положении. Алебарды
(фламандцы называли их «гудендагами» — «добрый день») разрезали кольчуги, щиты
и шлемы, как горячий нож кусок сливочного масла.
Дрогнули французские рыцари. Они попытались бежать, но им пришлось двигаться по
топкой долине, в середине которой протекала быстрая река. В панике и беспорядке
рыцари сгрудились на берегу реки. Те, кто достигли реки первыми, стали
|
|