|
такие приспособления были. Но так как деревянные или кожаные подкладки
бронзовых щитов до наших дней не сохранились, то есть не сохранилось частей, к
которым крепились бы ремни, то мы не можем сказать, насколько распространены
были такие средства ношения щитов в бронзовом веке.
Энармы средневековых щитов состояли из трех ремней. Их крепление и взаимное
расположение могли значительно варьировать, но принцип в каждом случае
оставался одним и тем же: 1) ремень, расположенный у левой стороны щита,
приклепанный с обеих сторон так, чтобы между ним и щитом могло пройти
мускулистое предплечье в кольчуге; 2) такой же, но более короткий ремень,
расположенный ближе к правому краю щита. Под этот ремень продевали запястье; 3)
и, наконец, на несколько дюймов дальше приклепывали еще один ремешок для
пальцев, на случай, когда пальцами не держали уздечку коня. Еще одним важным
дополнением служил четвертый ремень, так называемый
гюиж,
за который щит подвешивался к шее воина. В хрониках и романах можно часто
встретить выражение «со щитом на шее». Встретив такое выражение, подумайте о
гюиже, и вы сразу представите себе, что имел в виду автор. Это ремень, который
в действительности состоял из двух кусков, как ремень фотосумки. Эти куски
соединялись между собой пряжкой, то есть длину ремня можно было регулировать.
Концы ремня приклепывались к обоим верхним углам щита. Представляется, что эти
заклепки вставляли до того, как покрывали гипсом и окончательно отделывали
наружную поверхность щита (рис. 42 и 43).
Часто приходится видеть щиты с рельефными гербами на могилах или на стенах
средневековых церквей. Их изображают так, словно ведущие ремни зацеплены за
колышки, на которых они висят. Особенно хороши в этом отношении щиты баронов
Генриха III, висящие на стенах хоров приделов Вестминстерского аббатства.
Меч никогда не подвешивали к плотно охватывающему талию рыцаря поясному ремню.
С 500 до 900 года мечи обычно носили на наплечной перевязи, при этом рукоятка
иногда располагалась на уровне груди, но такой способ годился исключительно для
боя на колесницах или в пешем строю. Кавалеристу же было удобнее, если рукоятка
располагалась ниже, особенно если он одновременно пользовался щитом. Поэтому
тяжеловооруженный всадник X–XV веков носил меч либо на перевязи, свободно
облегавшей бедра, либо на ремнях, свисавших от пояса. Приблизительно до 1340
года всадник носил перевязь, выполненную в виде широкого ремня, который с двух
сторон удерживал ножны. Пояс оборачивали вокруг ножен приблизительно на шесть
дюймов ниже их горловины, а затем пропускали ремень над левым бедром,
оборачивая вокруг спины и правого бедра до клапана с пряжкой, к которой и
присоединяли этот конец ремня, пристегивая его к пряжке спереди. Клапан с
пряжкой крепили к ножнам непосредственно под горловиной и направляли по
передней поверхности живота навстречу другому концу поясного ремня. (Этот
способ ношения меча показан на рисунках 44 и 45.) В некоторых странах Европы —
главным образом, в Англии, Франции и Испании — пояса застегивали большими
пряжками. Но в Германии, Италии и Скандинавии крепление меча было устроено
проще: конец ремня разрезали вдоль на два хвоста, а на встречном клапане не
было пряжки, но зато в нем прорезали две параллельные продольные щели, куда
пропускали хвосты, которые потом просто завязывали узлом (рис. 45).
С появлением «международного» стиля пластинчатых доспехов в третьей четверти
XIV века на средневековой сцене появляется также и новый способ крепления
перевязи к ножнам. Пояс перевязи теперь не спускался по диагонали к левому
бедру, но располагался горизонтально низко на бедрах. Меч подвешивали с левой
стороны одним из двух способов. Либо для крепления меча использовали крючок на
поясе, к которому ножны подвешивали за специальное кольцо, расположенное на
заднем краю ножен, либо для этого использовали пару коротких ремней, которые
пристегивали к пряжкам на заднем краю ножен. Большинство перевязей такого типа
были богато украшены квадратными или круглыми пластинами красивой ювелирной
работы (рис. 46 и 47), причем каждое такое украшение соединялось с соседними с
помощью петель.
В начале XV века — то есть когда отказались от верхней одежды и начали носить
«белые», сверкавшие сталью доспехи — меч стали подвешивать к узкой перевязи,
диагонально спускавшейся к левому бедру по стальной накидке (рис. 48). Позже, в
этом же столетии меч стали подвешивать на ременных «петлях» к поясному ремню.
Эти петли пристегивали или наматывали на ножны — одну около горловины ножен, а
другую — на половине расстояния от горловины до противоположного конца. При
таком способе ношения ножны оказывались под углом (иногда до сорока пяти
градусов) к телу рыцаря, а не свисали вертикально, как это было принято
приблизительно с 1350 года.
Наше обсуждение средневековых доспехов было бы неполным, если бы мы не сказали
несколько слов о шпорах того времени; в конце концов, они играли исключительно
важную роль не только в обыкновенной езде верхом, но и в том, как рыцарь носил
доспехи, сидя в седле. Было два типа средневековых шпор — простые «шиловидные»
шпоры и шпоры с колесиками. Первый тип был единственным, применявшимся до
приблизительно 1270 года. Греческие и римские шпоры были очень малы,
|
|