|
экземпляров; один из них (хотя он более позднего происхождения) находится в
Вестминстерском аббатстве, куда он был доставлен на похороны короля Генриха VII
в 1500 году (рис. 40). При изготовлении этих турнирных шлемов мастера следовали
практическим принципам, а именно — толстая, изогнутая передняя пластина,
верхний край которой перекрывал верхнюю пластину, закрывавшую свод черепа,
полностью защищала глаза. Тем не менее воин мог видеть сквозь смотровую щель,
если выставлял плечи вперед и наклонял голову, — именно в таком положении
происходило столкновение во время турнирных поединков на копьях. Я точно знаю,
что такое положение позволяет хорошо видеть, так как сам пробовал делать это со
шлемом Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Правда, в самый момент
столкновения надо поднять голову, и в этот момент вы действительно перестаете
что-либо видеть, но в миг столкновения это уже не важно, но зато рыцарь
находился в полной безопасности.
С доисторических времен форма щита претерпевала многочисленные и разнообразные
изменения, но цель его использования не менялась никогда. В эпоху Средневековья
кавалерийский щит был самым важным типом, хотя были и другие — маленькие
круглые щиты для боя пешим, а в конце Средних веков распространились длинные
мантелеты
— для защиты лучников и арбалетчиков. Мантелет был похож на щит римского
легионера — длинный, прямоугольный и вогнутый. Ранняя форма рыцарского щита
очень удачно описывается определением «щит в виде воздушного змея».
В отдельных случаях воины скандинавских народов пользовались щитами, похожими
по форме на воздушного змея, до XII века, хотя и редко; обычно они пользовались
большими круглыми щитами, как в морских, так и в сухопутных сражениях. Для
скандинавов сражаться на суше значило сражаться пешими; в остальных частях
Европы воины сражались на старый готский манер — сидя верхом на боевых конях, а
прямоугольными щитами «воздушный змей» начали пользоваться не позже IX века.
Такой щит продолжали использовать вплоть до середины XII века (то есть до конца
норманнского периода английской истории). После этого щит становится короче, а
к 1220 году и меньше. У него теперь прямой горизонтальный верхний край. Такие
щиты изображены у двух сражающихся воинов на рисунке 7.
Щиты всегда имели вогнутость, соответствующую контуру тела, хотя в конце XIII
века иногда пользовались совершенно плоскими малыми щитами. Такой вид щита
просуществовал до начала XV века — щит Генриха V, хранящийся в Вестминстерском
аббатстве, является щитом именно такого типа, — хотя нет никаких данных, что он
широко применялся в битвах. В середине XIV века появился щит новой формы,
предназначенный главным образом для турнирного поединка на копьях. Он имел
форму неправильного прямоугольника — прошу простить меня за такое геометрически
невозможное определение, а вогнутостью он был направлен наружу, а не внутрь. В
некоторых щитах ближе к правой руке в верхнем крае была сделана вырезка для
взятого наперевес копья (рис. 41).
Многие средневековые щиты сохранились до наших дней, поэтому мы можем изучать
их, чтобы понять, каким образом они могли отражать удары, наносимые по ним на
полях сражений и в единоборствах. По щитам XIII, XIV и XV веков можно сказать,
как именно их делали. Изготовление любого щита подчинялось одним и тем же
принципам: их делали из клееной фанеры. Лучшие щиты изготовляли из склеенных
между собой тонких деревянных пластин, причем волокна каждой следующей пластины
располагались под прямым углом к направлению волокон предыдущей пластины.
Использовали древесину с плотным расположением волокон — березу или липу.
Недаром древние скандинавы и саксы поэтично и иносказательно называли щиты «the
warlinden» (корень linden в германских языках означает «липа»; слово можно
перевести как «липа войны» или «корень войны»). Деревянную основу снаружи
обтягивали кожей или пергаментом, а сверху накладывали слой гипса (как грунт
для нанесения рисунка). На наружной стороне щита изображали красками герб или
девиз владельца, иногда этот рисунок выполняли в виде низкого рельефа.
Внутреннюю поверхность щита обтягивали тканью, иногда крашеным льном, а в
некоторых случаях (как, например, щит Генриха V) ткань украшали художественной
вышивкой. В середине внутренней поверхности находилась маленькая прямоугольная
подушка, помещенная в простеганный чехол и набитая паклей, конским волосом, а
иногда просто сеном. Подушка служила амортизатором, поглощающим энергию ударов
и предохраняющим руку от травм.
К внутренней поверхности щита прикрепляли также разнообразные ремни, так
называемые
энармы,
с помощью которых воин держал щит. Рукоятки древних щитов начиная с бронзового
века и кончая эпохой викингов выполнялись в виде толстого бруса, который
приклепывали к внутренней стороне над большой полой выемкой в центре круглого
щита. Эта выемка снаружи выступала в виде шишки, оставляя сзади полость, где
помещался кулак, сжимавший рукоятку. Держать такой щит было то же самое, что
держать за ручку крышку бельевого бака, с той лишь разницей, что щит был
плоский или имел вогнутость, направленную внутрь. У викингов для руки был
дополнительный упор в виде ремня, протянутого к левой стороне щита. Викинг
пропускал руку под этот ремень — так можно было надежнее фиксировать щит рукой,
да и держать его было намного удобнее. Некоторые дополнительные приспособления
такого рода, возможно, использовались и в бронзовом веке; у греков определенно
|
|