|
Еще раньше, приблизительно в 1440 году, появился еще один новый стиль шлема. В
настоящее время его называют
арме
, и такое же обозначение было в ходу и в XV веке. Но при той терминологической
неопределенности, какая царила в Средние века, можно предполагать, что словом
«арме» обозначали без разбора все шлемы, снабженные забралом. Легкий и тесно
облегающий голову арме обеспечивал лучшую защиту и большую подвижность, нежели
бацинет. На рисунке 30 показана конструкция арме. Шлемы такого стиля,
разработанного в Италии, снискали большую благосклонность во Франции, но так и
не стали популярными в Англии. В это же время в Германии появляется другой тип
шлема. Этот весьма древний стиль был в свое время весьма популярен в течение
столетий. Шлем имел широкие поля и был назван
шлемом-котелком.
В середине XV века, однако, появляется более изящный и красивый вариант такого
открытого шлема, названный
саладом
(рис. 31). Иногда салад носили самостоятельно, просто как шляпу; но часто к
нему присоединяли
бувигер
, защищавший подбородок. Под шлем надевали также кольчужный чепец для защиты
шеи и затылка, выступавших из-под заднего края шлема (рис. 32). Существовало
множество разнообразных форм салада в период между 1450 и 1510 годами, причем
часто каждый тип отражал национальный стиль.
Одной из особенностей этих шлемов XV века был вид, который мастера придавали
верхней купольной части шлема, которую вытягивали вверх в виде продольного
гребня, который тянулся от бровей до затылка. В некоторых саладах этот гребень
был особенно отчетливым и высоким. В закрытых шлемах XVI века эта особенность
была особенно отчетливо выражена. В некоторых случаях этот петушиный гребень
имел в высоту около двух дюймов над купольной частью шлема.
В то же самое время, когда в Италии разрабатывали модель арме, а в Германии —
салада, в Италии была создана, а точнее говоря, возрождена совершенно иная
форма шлема. Возрождена — потому что она почти в точности копировала форму
определенного греческого — коринфского — шлема; можно предположить, что
возникший в то время интерес к греческой скульптуре и расписной керамике
стимулировал желание итальянских оружейников середины XV века скопировать эту
форму (рис. 33).
До второй четверти XVII века доспехи использовались в реальных боевых условиях,
хотя их все реже носили в полном комплекте. Попытки сделать доспехи настолько
прочными, чтобы они могли выдерживать удары пуль, выпущенных из ручного
огнестрельного оружия, привели к утяжелению лат, причем настолько, что они
стали непригодными для практического использования. Не важно, насколько хорошо
тот или иной оружейник делал доспехи — развитие ручного огнестрельного оружия и
увеличение мощности пушек сделали невозможным создание полностью безопасного
латного облачения. К концу XVI века доспехи все чаще использовали в качестве
«парадного одеяния» и все реже как «полевые латы». В конце столетия тем не
менее было еще изготовлено множество великолепных доспехов, но их превосходные
формы были во многих отношениях утрачены — утрачены навсегда.
Формы кирасы и шлема являются наиболее примечательными частями доспехов этого
позднего периода упадка. Я уже описал основные принципы конструкции кирасы,
поэтому кратко коснусь лишь их поздних типов. В XV веке воины иногда вступали в
сражение только в кирасах и шлемах, не надевая ножных лат, наручей и
наплечников. Отказ от тяжелого снаряжения диктовался соображениями удобства;
после 1500 года такой подход к доспехам стал более распространенным, и теперь
латы стали делать с дополнительными деталями — например, удлиненные
набедренники защищали верхнюю часть бедра. Поэтому снаряжение теперь можно было
носить по частям, выборочно. Однако это не означало, что в искусстве
оружейников стало господствовать упрощенчество. Многие дошедшие до нас доспехи
той поры выглядят поистине рыцарственно.
Изображения на рисунках 34 и 35 показывают основные формы кирас с 1440 по 1650
год. Наиболее заметные изменения коснулись передней части нагрудника.
Постепенно закругленные шаровидные формы начала XVI века стали вытягиваться и
около 1535 года приобрели довольно странный вид — с острым выступом в передней
части. К шестидесятым годам XVI века этот тип кирасы постепенно приходит в
упадок; вскоре он полностью исчезает, уступив место длинному, спускающемуся на
живот нагруднику с продольным возвышением. В то же время накидка становится
короче и шире с набедренниками, подвешенными к нагруднику. Такое изменение
формы накидки было обусловлено ношением модных тогда штанов с буфами. В самом
деле, доспехи следовали по пятам за модой. Например, в начале XVI века вошли в
моду буфы и прорези, и доспехи стали имитировать эту форму одежды. Например,
мода на «дутый» двойной камзол, появившаяся в шестидесятых годах XVI века,
привлекла внимание оружейников (рис. 35, б), появились дутые накидки и
набедренники. В конце Елизаветинской эпохи и с введением в моду «кавалерского»
стиля меняется и стиль доспехов, которые становятся откровенно уродливыми (рис.
35, в). (Кстати, Елизаветинская эпоха длилась еще долго после смерти грозной
королевы. Конец этого периода приходится на двадцатые годы XVII века.)
Короткополые камзолы имитировались очень короткими бесформенными нагрудниками,
|
|