Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эварт Окшотт :: Эварт Окшотт - Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-
 
соблюдением точных деталей — миланские доспехи той эпохи. Правда, перерисовывая 
статуэтку, я допустил некоторые вольности: убрал щит, добавленный в XVIII веке, 
восстановил верхние набедренники (небольшие пластины, свисающие с нижнего края 
накидки), изобразив их, как положено, лицевой стороной наружу. Когда-то они 
были сняты, а потом снова подвешены, но наизнанку. Подобные же доспехи можно 
видеть на изваянии Вильяма Филиппа, лорда Бердольфа в Деннингтонской церкви 
графства Суффолк. Несколько соединенных между собой обручей крепились к нижнему 
краю задней части кирасы. Этот элемент лат называли
кулетом.
Иногда к нижнему краю кулета прикрепляли свободно свисавшую пластину, 
прикрывавшую крестец, —
задний набедренник.
К 1450 году изменился стиль латной накидки. В нижней пластине вырезали 
дугообразное отверстие. Постепенно этот вырез увеличился в размере, и в конце 
концов нижнюю пластину просто разделили на две, и получилась пара больших 
набедренников. Сравните рисунок 23, на котором показана кираса такого типа 
(миланская работа около 1460 года), с рисунком 22.



На статуэтке святого Георгия вы видите небольшую дополнительную пластину в 
нижней части нагрудника кирасы, которая прикрепляется к ней расположенным в 
центре пластины ремнем, — эта усиливающая деталь называется
плаккартом.
По прошествии столетия эта часть стала больше. На кирасе, изображенной на 
рисунке 23, эта часть доходит уже почти до самого верха нагрудника. Задняя 
пластина кирасы выполнена из перекрывающих друг друга частей, что придает ей 
довольно неплохую гибкость. Отверстия для заклепок представляют собой скорее 
щели (подвижные или немецкие заклепки), что допускает движения в направлении 
вверх и вниз. На рисунке 23б кираса показана с левой стороны. Как можно видеть, 
передняя и задняя части кирасы в этом месте скреплены петлями. Для того чтобы 
надеть эту часть доспехов, воин раскрывал кирасу на петлях, надевал ее и 
закрывал. После этого обе половины кирасы скреплялись между собой застежками, 
расположенными на правом боку доспеха. Ремешок прикреплялся к нагруднику и 
продевался в пряжку, расположенную на задней части кирасы. Верхние края накидки 
и кулета просто набрасывались на кирасу сверху в ее нижней части. Вы, должно 
быть, уже заметили, что главным отличительным признаком доспехов является 
обилие перекрывающихся пластин. Везде, где это возможно, пластины перекрыты так,
 чтобы отводить в стороны колющие и рубящие удары любого оружия, какое может 
использовать противник. Очевидно, это и была самая главная задача 
ремесленника-оружейника и признак его высокого мастерства, основанного на 
практической заботе о безопасности, которая, в конце концов, является главной 
целью, поскольку речь идет о латах. Но удивительно, что, когда делают имитацию 
доспехов, этим железным правилом почему-то часто пренебрегают.


Доспехи тех времен всегда имели мощные, загнутые кнаружи края основных пластин, 
в особенности это касалось краев отверстий для рук и горловины кирасы. Такие же 
выступающие мощные ребра добавлялись и к набедренникам (останавливающие ребра); 
целью было зафиксировать или отразить острие любого оружия, скользнувшее по 
пластине. Особенно отчетливо видна эта тенденция в фасоне исполнения ожерелья, 
где выступающие ребра приняли в конце концов вид стоячего воротника, 
защищавшего уязвимое место между нижней кромкой шлема и верхней частью кирасы.

В основном форма доспехов в Европе менялась мало приблизительно до 1420 года, 
когда возникли две самобытные национальные школы, два совершенно различных 
национальных стиля — один в Италии, а второй в Германии. Итальянский стиль 
следовал традициям раннего «международного» стиля, хотя доспехи стали более 
тяжелыми и прочными, а маленькие боковые расширения (пластины-лопасти) — на 
боковых поверхностях наколенников и налокотников — стали больше и приобрели 
V-образный зубец в середине. Этот зубец распространял металлическое прикрытие 
на заднюю часть колена и на область локтевого сгиба. К 1440 году большая часть 
задней поверхности колена и локтевой сгиб были защищены в большинстве доспехов. 
Небольшие наплечники XIV века сохранились, но были перекрыты теперь ожерельем, 
отдельным и сложным элементом, сделанным из нескольких пластин и лучше 
прикрывавшим лопатки (рис. 24). В Италии эти ожерелья стали просто огромными 
сзади, но во многих случаях спереди они имели разную форму. Правая часть 
ожерелья срезалась, чтобы не мешать пользоваться копьем, которое в сражении 
часто удерживали под мышкой. Левая часть ожерелья стала больше и почти 
полностью прикрывала теперь верхнюю часть нагрудника, так как исполняла теперь 
роль щита, который по большей части вышел из употребления к 1400 году. Точно 
так же в конструкцию левого налокотника и левой части ожерелья были введены 
усиливающие и удлиняющие элементы соответственно. Использовать эти элементы 
справа было невозможно, так как они фиксировали руку в согнутом положении. Если 
воин сражался верхом на коне, то его левая рука оставалась все время 
практически неподвижной. Но если воин сражался пешим, то он не надевал 
дополнительные «щиты» на налокотник и на ожерелье, так как в этой ситуации обе 
руки должны были быть свободными — чтобы двумя руками держать меч или длинный 
топор, оружие, ставшее весьма популярным у рыцарей в XV столетии (рис. 26). 
Иногда элементы, усиливавшие ожерелье и налокотники, крепились штифтами, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-