|
ских оружейников. С конца XVI в., когда Тоётоми Хидэёси
вторгся в Корею, где использовались монгольские типы шле-
мов, их начинают копировать японские оружейники, а в
XVII в. эта форма появляется и в корейских и китайских
гражданских головных уборах.
Обычно конический шлем монгольской формы имел при-
крытые боковые стороны, небольшой шпиль, установленный
высоко над надбровной пластиной, которая заострялась над
глазами. Нащечные щитки, иногда состоящие из пластинок
на ткани, прикреплялись с помощью пуговиц, расположен-
ных вдоль горла. Третий щиток прикреплялся над задней
стороной шеи. Подкладки принимали форму заостренной
конической шапки и связывались проходившими под под-
бородком завязками, другие завязки прикреплялись внутри
шлема и служили той же цели.ПРИЛОЖЕНИЕ
129
Ленточные доспехи
М. Шаванн пишет о том, что «при дворе цинских импе-
раторов (1115—1234) в Пекине все стражники были одеты в
доспехи. Стражники, стоявшие слева, носили ленточные ки-
расы голубого цвета (цин дао ка), держали желтые флаги с
изображениями желтых драконов. Те, что находились справа,
носили ленточные кирасы красного цвета (гун дао ка) и дер-
жали флаги с изображениями красных драконов».
Наличие слова «ка» указывает на то, что доспехи делались
из кожи, слово ленточные может указывать и на то, что до-
спехи раскрашивались полосами разных цветов.
Отмечаются, однако, случаи, когда представленные ки-
тайскими мастерами доспехи выделывались из горизонталь-
ных лент, состоявших из пластинок, что позволяет увидеть
сходство с конструкцией доспеха «лорика сегментата» рим-
ских легионеров. Можно их сравнить и с японскими доспе-
хами XVI в. и более позднего времени, сделанными из кожа-
ных или железных пластинок (ита моно), стянутых вместе
вертикально с помощью двойных шнурков.
Среди раскрашенных знамен, обнаруженных экспедицией
Стейна в пещере близ Дунхуана, отметим стяг, разрисован-
ный изображениями вооруженных богов, некоторые из ко-
торых одеты в обычные доспехи танского времени, но вместо
пластинок или чешуек, покрывавших различные части тела,
они состоят из горизонтально расположенных рядов пласти-
нок (рис. 78). Поскольку нет свидетельств о том, как они
скреплялись, чтобы образовать цельную поверхность, выска-
жем предположение, что они пришивались или прикрепля-
лись на мягкую кожаную или тканую основу.
Древние японские доспехи из чешуйчатых железных пла-
стинок скреплялись именно изнутри. Приведем в качестве
примера подшлемник японского шлема конца XVII в., из-
готовленный по монгольскому образцу, сегодня он находит-
ся в Тауэре.
Встречался и другой способ организации данной разновид-
ности доспехов в виде бригандины или «платья из пластинок»,
традиционных, скажем, для Европы XIV в., когда горизон-
тальные пластины прикреплялись верхним краем изнутри тка-
ного или кожаного одеяния. Поскольку ткань образовывала
5 Э. ВернерЭ. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
130
ступенчатую поверхность, простиравшуюся с верхнего края
пластин, европейские мастера изображали подобные доспехи,
как если бы пластины были снаружи. Выскажем предположе-
ние, что подобным образом поступали и в рассматриваемом
нами случае. Сходство оказалось настолько очевидным, что
только по расцветке можно было определить источник.
Бумажные доспехи
Считается, что бумажные доспехи изобрел в танский пе-
риод некий Шан Суйдин. Тогда они использовались для за-
щиты обычных людей, но во времена династии Сун их офи-
циально признали как дешевую, но практичную форму
защиты. В 1040 г. командование войск, остановившихся в
Рис. 78. Ленточные доспехи, по рисованному изображению Локапалы
Вайшраваны на шелковом знамени с божественным призраком из пе-
щеры Тысячи Будд близ Дунхуана, реконструкция СтейнаПРИЛОЖЕНИЕ
131
Гуаннане и Хуэйнане в провинции Аньгоу, велело изготовить
около тридцати тысяч комплектов бумажных доспехов и за-
тем распределить среди гарнизонов. Обе упомянутые мест-
ности славились своим производством бумаги.
Бумажным доспехам отдавали предпочтение в Южном
Китае во времена Мин, где гарнизоны защищали побережье
от нападений японцев. Лучшими считались доспехи из Ко-
|
|