|
ибо вместо утомительного просверливания четырнадцати от-
верстий в каждой из них требовалось всего лишь три или
даже два отверстия с одного края (рис. 77).
Пластинки накладывались рядами, так что один ряд за-
ходил на другой примерно на одну треть длины. Нахлест мог
доходить до половины пластинки, чтобы обеспечить двой-
ную толщину.
Для изготовления пластинок использовали железо, медь
и кожу, материал менялся в соответствии с назначением до-
спеха, но качество отделки ценилось выше всего. Солдатские
доспехи делались из больших и тонких пластин обычного
железа, тогда как офицерские изготовлялись из более мел-
ких, но упругих и прочных стальных полосок.
Обычно доспех состоял из куртки с рукавами или без, к
которой прикреплялись с помощью шнуров или пряжек до-
полнительные щитки, усиливающие защитные свойства: по-
лусферические наплечники, боковые щитки с вырезом в фор-
ме полумесяца, набедренник, состоявший из прямоугольных
пластин с промежутком спереди.
В некоторых случаях рукава покрывались несколькими
сотнями узких горизонтальных планок, прикрепленных к
ткани на заклепках или посредством ремешков, аналогично
японским доспехам. Иногда к предплечью прикреплялись
нарукавники из пластинок. Каждая секция отграничивалась
своим рядом пластинок, в некоторых случаях пластинки до-
полнительно укреплялись круглыми посеребренными мед-
ными зерцалами, размещенными на груди и спине. Иногда
встречается ряд находящих друг на друга пластинок, распо-
лагавшихся в верхней части наплечников.
Обычно металлические накладки золотились, а доспехи,
принадлежавшие высшим придворным чиновникам, украша-
лись гравированным или чеканным орнаментом, главным ПРИЛОЖЕНИЕ
127
мотивом которого были изображения драконов. Доспехи
всадников имели длинные полы, покрытые рядами узких че-
шуек, прикрепленных заклепками к широкой полосе из гру-
бой ткани.
Возможно, таким образом отдавали дань традиции, ибо
на большей части изображений танского периода воины оде-
ты именно в пластинчатые набедренники, тогда как осталь-
ной доспех мог быть и чешуйчатым. Иногда встречались
круглые внешние наколенные пластины с рядами горизон-
тальных чешуек под ними, которые можно было плотно об-
вязать вокруг ноги. Над коленями пластины укреплялись на
тканую основу.
В западноевропейских коллекциях хранится немного об-
разцов китайских доспехов. Наиболее ранние, относящиеся
к периоду Цяньлун (1736—1795), хранятся в Чикаго и отра-
жают заключительную стадию их развития. Они входили в
состав парадного комплекта и вообще не предназначались
для практического употребления.
Рис. 77. Деталь конструкции китайской и корейской бригандины. Все
заклепки скрыты наложенными внахлест пластинами, видны следы за-
клепок только на краю доспехов слеваЭ. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
128
Хранящиеся в Британии, например в коллекции Уоллеса,
несколько образцов придворной форменной одежды изготов-
лены из ярко-голубой и золотистой парчи, подшиты тради-
ционными чешуйками, усыпаны позолоченными головками
гвоздей и не имеют внутренних пластинок. Шлемы изготав-
ливались из посеребренной меди с проколотыми и гравиро-
ванными позолоченными медными накладками, иногда они
украшались кораллами и бирюзой. Среди рисунков преоб-
ладали изображения драконов и волны.
Шлемы увенчаны пышными плюмажами из красных во-
лос, жестких пучков камыша, перьев. В древности в качестве
украшений использовали только кисточки из волос яка или
пони, покрашенные в красный цвет, или пучки перьев. Следуя
персидской моде, носили небольшие подвески, прикрепляв-
шиеся к узкому похожему на удочку выступу шлемов, встре-
чавшихся начиная с захвата Китая монголами в XIII в.
Памятник искусства и военные трактаты показывают, что
закругленные шлемы танского типа продолжали употре-
бляться и при большинстве последующих династий. Чаще
всего упоминаются монгольские конические шлемы, с вы-
ступом в верхней части и заостренной надбровной пласти-
ной, которая представлена в большинстве известных китай-
ских и корейских шлемов.
В Военном музее Истамбула находится персидский шлем
конца XIV в. куполом, явно созданный в традициях монголь-
|
|