Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эдвард Вернер - Оружие Китая
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-
 
бэнь»). Богом стрелы был Сюй Чан («Тайгун бинфа»). «Ши» 
означает «прямой», а словом «цзянь» обозначался бамбук, из 
которого были сделаны стрелы. Когда бамбук вырастал до вы-
соты десять футов и каждое его звено было в три фута длиной, 
его рубили и делали из него стрелы. На конце крепился ме-
таллический наконечник, а древко украшалось перьями. Не-
которые сорта бамбука в большей степени подходили для этой 
цели, например тот, который рос на озере Юньмэн или же в 
области Фэнь Ху («Гол пу фан янь чжу»; «Ци у цза шо»). 
В трактате «Се ши ши юань» изложена история, согласно ко-
торой человек, некто по имени Гэн ин, опытный лучник, что-
бы убедить свою сомневающуюся жену, позволил ей привязать 
сумку к стреле, которую он затем запустил в небо и буквально 
«сложил» облако в мешок! Поэтому стрелу и стали называть 
«со юнь» — «скрывающая облако». Автор трактата «Цин и лу» 
упоминает, что Ван Цзянь, правитель Шу, дал ей имя «фэй 
лан», «летящий господин», причем использовал его в качестве 
условного обозначения во время обращения к своим войскам.
Другими названиями стрел были — «ди», то есть «защи-
щать»; «цзу» то есть «разрушать»; «ган», то есть «цзяо», из-за 
наконечника, закрепленного на конце («цзяо дао»); «тело» 
называли «гань», «поддержкой оружия»; боковая сторона на-
зывалась «юй», «крыльями», поскольку походил на крылья 
птицы; «ручку» называли «куа», то есть «хуэй», «касаться» 
или «встречаться», поскольку в этом месте стрела соприка-
салась с тетивой; боковую сторону «го» называли «чжа», по-
скольку она напоминала вилку («И я»).
Другие названия, такие как «хоу» в Цзян хуай, давались 
стреле в различных местностях. Стрелу с тремя зубцами на-
зывали «ян-доу». Широкую и длинную стрелу с прекрасным 
наконечником называли «цзя» или «ба», но короткая стрела с 
длинным наконечником была известна как «цзялу» («Фан 
янь»). Стрелу с костяным наконечником называли «бао», с 
металлическим — «ди», стрелу, издававшую звенящие звуки, 
«цзяо» (ср. «сян цзянь» «трещащая стрела», упомянутая в трак-
тате «Чжуан цзы чжу»), с наконечником в форме листа «би». 
Все они применялись в древности. Стрела «бин цзянь» с длин-
ным металлическим наконечником использовалась для того, 
чтобы пробить броню, а стрела «ну цзянь», которой стреляли 
из арбалета, короткая и с оперением из кожи, использовалась НАСТУПАТЕЛЬНОЕ 
ОРУЖИЕ
49
против мощного врага («Дан лю дянь»). Металлические стре-
лы с перьями называли «цзу» («цзя цзянь» более поздних вре-
мен), стрелы, сделанные только из кости, называли «чжи» («гу 
бао» более поздних времен) («Эр я»). Перья ястреба и грифа 
также использовались при изготовлении стрел («Ган цзан 
цзы»). Описания всего этого оружия в китайских книгах яв-
ляются столь подробными, что даже число и названия раз-
личных видов наконечников стрел и перьев, древков стрел, 
клея, дерева и т. д., используемых для их изготовления, а так-
же стандартный вес и размеры, допустимые для каждого из 
них, даются со всеми подробностями («Чжи ань яо ши»; «Ши 
и су»; «Цзо чжуань»; «Ли шу»; «Цзы линь хай цзо»). Стрелы 
также делились на «мужские», «сюн му», и «женские», «би 
чжан» («Би дань»). В трактатах можно найти мелкие подроб-
ности относительно того, какие стрелы нужно использовать в 
различных случаях, например при обороне города, в бою про-
тив боевой колесницы, во время преследования противника, 
в церемониальных случаях и т. д. («Чжоули»; «Гао гун чжи 
чжу»; «Ши цзы»). Способы изготовления различных видов 
стрел детально изложены в «Дань лю дянь». Огненные стрелы, 
«хо цзянь», как предполагается, были изобретены на третьем 
году (1000 г. н. э.) правления Сяньпина (998—1004 г. н. э.), 
императора Чжэньцзуна из династии Сун. Что касается от-
равленных стрел, интересно отметить рассуждения в трактате 
«Бо у чжи», автор которого заявляет, что собаки, застреленные 
этими стрелами, не умирали, если они немедленно съедали 
экскременты; поэтому любой раненый, если сделает то же са-
мое или выпьет вино, избежит смерти. В области И Чжоу, где 
железа и меди было мало, наконечники стрел делали из камня 
(«И у чжи»).
«Гао жэнь весной подарил материалы для стрельбы из 
лука, а осенью их представили полностью обработанны-
ми; они отметили их качество» «и испытывали луки и арба-
леты» («Чжоули»). Древки стрел народа Фэньху, жившего в 
провинциях Хунань и Хубэй, считались самыми лучшими 
(«Чжоули»).
Стрелы «ван ши» и «чи ши» пускались с валов при защите 
городов, а также с колесниц; стрелы «ша ши», «хоу ши», «цэн 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-