Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эдвард Вернер - Оружие Китая
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-
 
природы, подражая костистой броне армадилла, например, 
в создании предмета одежды, способного защитить их тела 
от оружия их врагов.
ИЗОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ
Изобретение того оружия, которое использовалось еще до 
появления искусства письма, китайцы приписывают, как это 
обычно бывает в таких случаях, своим первым мифическим 
правителям. Трактат «Байши лэйбянь» называет в их чис-
ле Яньди (2838—2698 гг. до н. э.), а в трактате «Гуаньцзы» 
утверждается, что из золота, найденного в холмах Гэлу, он 
сделал «цзянь» — меч, «кай», «мao» — копье и «чи» — копье 
с двумя остриями, а из золота, найденного в холмах Юн-ху 
он сделал аналогичные образцы этого оружия. В трактате 
«Мойши чуньцю» утверждается, что среди пяти типов ору-
жия, изобретенного Чи Ю, были «гэ», «шу», «цю», «мao», а 
также «и-мao». В трактате «Баопу-цзы» имеется следующий 
текст: «Некто спросил: «Что является лучшим способом пре-
дотвратить войну?» Император Чжэн ответил: «Если при воз-
никновении угрозы войны в молитве вы упомянете названия 
этих пяти видов оружия, то война будет предотвращена». 
Мечом, называемым «да фан», управляет бог созвездия Сюй, 
луком, называемым «цюй чжан», — бог созвездия Ди, стре-
лой, называемой «пан хуан», — бог созвездия Ин хо, мечом, 
называемым «тай шан», — бог созвездия Цзяо, арбалетом, 
называемым «юань ван», — бог созвездия Чжан и алебардой, 
называемой «да цзянцзюнь», — бог созвездия Цань. Когда 
собираешься идти с ними на битву, их следует усердно про-
сить принести победу. В трактате «Ши у юань ши» даются 
названия пяти видов оружия класса «чжан». Согласно клас-
сификации, принятой при династии Тан это наименование 
относилось к оружию, используемому для защиты тела. Со-
гласно трактату «Чжо ши цзао линь», складами, на которых 
хранилось все оружие, заведовали чиновники, в документах Э. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ 
КИТАЯ
10
именовавшиеся как Юнь фу и Лань Ци. Акт дарения оружия 
называли «лань», а броню — «ци». Трактат «Юэ цзи» объ-
ясняет, что процесс изобретения оружия и обертывания его 
в тигровые шкуры называли «цзяньто». Когда это было со-
вершено, во всей империи стало известно, что император [У] 
не пожелал снова начинать войну.
МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ 
ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРУЖИЯ
В трактате «Тай по инь цзин» говорится, что Шэнь Нун 
делал оружие из камня, Хуанди — из нефрита, а Чи Ю — из 
расплавленного золота. В трактате «Юэ цзи» говорится, что во 
времена династии Юй оружие изготовляли из меди. Трактат 
«Байши лэйбянь» повторяет вышеупомянутое утверждение от-
носительно Чи Ю, который, как далее продолжает «Тай бай 
инь цзин», также первым изготовил доспехи, порезав на куски 
кожу. В трактате «Хуанди нэй чжуань» утверждается, что Сю-
ань нюй (праправнучка императора Хуанди) попросила его 
сделать «цзя» — доспехи и «чжоу» — шлем. В трактате «Ши-
бэнь» говорится: сын Шао Кана Юй сделал «цзя» — доспехи, 
а в трактате «Чжоу ли сы цзя чжу» утверждается, что в ранние 
времена (то есть еще до Чжоу), доспехи, сделанные из кожи, 
называли «цзя», но теперь (во времена Чжоу), их изготовляют 
из металла и называют «кай».
Следующий пассаж мы взяли из трактата «Кун Жун чоу 
син лунь» («Трактат Кун Жуна относительно телесных на-
казаний»): «Древние мудрецы изготовляли «кай» из шкуры 
носорога, но теперь их делают из «пэньлина» — железа. Да-
лее следует объяснение: «Цзя», доспехи, напоминают веще-
ство или существо, имеющее различные приспособления для 
самозащиты, и назывались «цзе», «цзи» и «кай». Трактат 
«Шовэнь» продолжает: «Доспехи бэйкай, предназначавшиеся 
для защиты рук, назывались «хань». Трактат «Гуаньцзы сяо 
куан пяньчжу» утверждает: кожа «цзя», кожаная нижняя ру-
башка, делалась из толстой кожи, призванной защищать тело 
воина. Нижнюю часть доспехов «цзя» называли «шан»; место 
хранения доспехов называли «лэй», а ткань, в которой хра-
нили доспехи, называли «гао» (сумка или мешок) («Чу сю-ВВЕДЕНИЕ
эцзи»). Ян Юцзи соединил части доспехов вместе и выстре-
лил в них, пронзив семь «чжа». «Чжа» называется лист (или 
пластина) доспехов; один лист соответствует одному «чжа». 
Приведенное утверждение означает, что его сила была до-
статочно большой, чтобы свергнуть твердые или сильные 
вещи («Цзочжуань» и «комментарий»). «Уроженцы Чу дела-
ли доспехи из шкур китов и носорогов («Сюнь Цинцзы»). 
В течение длительной засухи кисточки с доспехов снимались 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-