|
в то время как свободный крестьянин, добивавшийся такого благосостояния, что у
него также имелось пять наделов, приобретал положение, когда за него платили
вергельд тэна. Владение тэном пятью наделами, похоже, восходит ко временам
ранних саксов. Хотя позднее многие тэны имели меньшие владения, они, по всей
видимости, принадлежали к древним, хотя и обедневшим родам, поскольку это
звание было наследственным.
Хотя много сообществ владельцев пяти наделов представляли собой объединения
тэнов, которые обычно служили сами, другие объединения обычно составляли два
или большее число тэнов или свободных крестьян, которые собирались вместе,
чтобы послать кого-то одного из их числа в армию. Обычно человек, выбранный для
того, чтобы представлять все объединение, при каждой новой кампании был одним и
тем же, что гарантировало прибытие в армию опытных воинов, которые, исходя из
своих собственных интересов, обычно экипировали себя наилучшим образом. Если
этот человек по какой-то причине был неспособен отправиться на войну, его место
занимал кто-нибудь из остальных членов объединения.
Если объединение формировалось несколькими людьми, которые были состоятельными
тэнами или аббатами, то они могли послать вместо себя одного из своих свободных
крестьян, слугу тэна или аббата, или же просто человека, которому выделялось
небольшое содержание в обмен на его службу.
В Rectitudines Singularum Personarum особо оговаривается, что тэн должен делать
вклад из трех вещей: военной службы, участия в восстановлении укреплений и
работы на мостах, «касательно своей земли». Из этого видно, что служба тэна
была территориальной, а не личной, как иногда утверждается. Это хорошо
иллюстрирует случай с двумя братьями, которые были тэнами. Они двое составляли
одно объединение, но служил только один. В сохранившемся документе говорится,
что этот воин представлял одно объединение в пять наделов и «служил как тэн».
Подобная селективная служба, по-видимому, использовалась и на территории
«датского права», но, по всей видимости, она основывалась на определенном числе
(по всей видимости, шести) curucates. Это слово заменяло слово hides,
фигурировавшее в саксонских землях.
Хотя время постоянной службы составляло всего два месяца, нет свидетельств того,
что в случае необходимости в армию не призывались больше чем раз в году.
Является фактом, что в 1016 году солдат призывали пять раз. Однако, в отличие
от набора рекрутов во времена позднего феодализма, солдат могли призывать
только «в случае нужды», а не для подготовки.
Определенно можно сказать, что система селективного набора в армию существовала
вплоть до 1094 года, когда Вильгельм Рыжий стал использовать ее лишь для службы
за морем; но и он использовал ее только для того, чтобы конфисковать у каждого
солдата 10 шиллингов, после чего отослал солдат домой. По всей видимости, это
были деньги, которые солдаты имели на содержание; еще 10 шиллингов представляло
собой жалованье, упомянутое в абзаце переписи; эти деньги обычно выплачивали в
конце кампании. Если какой-то человек был должен сумму в 20 шиллингов,
Малмсбери выплачивал 20 шиллингов, чтобы вместо него взяли наемника. Похоже,
это свидетельствует, что 20 шиллингов были нормальной суммой на жалованье и
содержание воина в армии. Это время стало началом замены натурального
содержания денежным для проходящих военную службу; позднее эту систему назовут
scutage, «щитовые деньги», она распространится на всю Европу и в конечном счете
вытеснит феодальную военную службу.
Были в английской армии две группы воинов (хускерлы и представители пяти
наделов), которые ехали на сражение верхом, хотя, согласно документам, воевали
в основном в пешем строю. Хотя Англосаксонские хроники часто описывают, как
датчан преследовали верхом (в 877 году «король Альфред следовал верхом за
отрядом всадников вместе с английской армией до Эксетера»), по всей видимости,
обычно для боя англичане спешивались. При Малдоне, к примеру, граф Биртнот ехал
верхом к месту битвы и управлял своими войсками с лошади, но, когда должно было
начаться сражение, он приказал увести свою лошадь и встал в ряды солдат. Однако
его лошадь не могла быть далеко, поскольку поэт описывает, как один из
спутников Биртнота бежал на лошади с поля сражения. Хроники описывают, как
западные саксы в 937 году преследовали скоттов «конными отрядами» до
Брунанбурга.
Остальная часть армии состояла из свободных людей, подлежащих военной службе. В
приказе Эдуарда Исповедника, направленного в аббатство Рамси, свободные люди
определяются как «приверженные вере, дееспособные и годные к военной службе».
Все горожане Суонси и Пемброка были обязаны на службе содержать себя сами, но
только при службе по соседству с городом и только на один день. За долгую
службу им должен был платить король. Обычная служба производилась поблизости с
родным домом и носила оборонительный характер; за границами своего шира служили
редко. Особенности обычной службы можно видеть на границе с Уэльсом и
Шотландией, где на местное войско, фирд, возлагались обязанности авангарда
королевской армии при продвижении во время приграничных кампаний и для охраны
тыла, когда войско отступало. Несомненно, король ценил опыт фирда и знание
местных условий. Эта часть армии не передвигалась верхом и, по всей видимости,
была лишь легко вооружена. На гобелене из Байё можно видеть не имеющих
защитного вооружения англичан с дубинками и луками, которые сражаются позади
своих облаченных в доспехи товарищей. По всей вино димости, это солдаты из
Суссекса и Кента. Силы из различных широв все еще воевали отдельными
подразделениями. Когда отряды из Восточной Англии и Кембриджшира воевали против
датчан в 1010 году, воины из Восточной Англии побежали, тогда как воины из
Кембриджшира держались стойко. В ранние времена король вел войско сам,
дезертирство при этом считалось много более тяжелым проступком, если
|
|