Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: А.В.Б. Норман - Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
Cleopatra. С. VIII.) Концы кольчуги состоят из треугольных колец, которые можно 
найти на краях дошедших до наших дней кольчуг. В рукописи нет упоминания, из 
чего был изготовлен шлем в виде фригийской шапки; сейчас предполагают, что этот 
шлем был сделан из кожи.

Погребение в Саттон-Ху представляет собой варварскую версию погребения 
полководца римской империи, и у нас нет оснований считать, что покойный был 
облачен в боевые доспехи. По всей видимости, король Этельхер — если в 
погребении именно он — был облачен в боевые доспехи во время сражения, когда 
погиб при Винведе (655) в Йоркшире. Утверждение Беды, что многие в этом 
сражении утонули, возможно, является объяснением того, что в корабле нет 
человеческих останков, поскольку тело короля пропало в волнах. Существует 
версия, что погребение относится к Редвальду Бретвалде, который скончался в 624 
или 625 году и не принял христианство. Шлем с золотыми пластинами в корабле 
принадлежит шведской вендельской культуре и был уже старым, когда его поместили 
в погребение. Он имеет забрало — защиту лица — и напоминает «шлемы с забралом» 
«Беовульфа». Единственной сохранившейся частью нательных лат являются большие 
прикрепленные на петлях золотые пряжки, украшенные гранатами, мозаичным стеклом 
и филигранью. Полагают, что пластины соединяли половины кожаного панциря на 
плечах, так же как на статуе императора Октавиана Августа, находящейся в 
Ватикане. Поворачивающиеся застежки можно было вынуть, чтобы разъединить 
половины. Небольшие цепи прикрепляют эти застежки с пряжками, чтобы их не 
потерять. Пояс мог соединять заднюю и переднюю части панциря вместе на поясе; 
пояс можно было повязать также под мышками.


До наших дней дошея только один боевой шлем саксов, из упомянутого ранее 
погребения в Бенти-Грэйндж. Сейчас этот шлем находится в Музее Шеффилда (рис.
 7). Шлем состоит из образующей кольцо железной полосы на уровне бровей, на 
которой расположились четыре железные арки, сходящиеся на вершине головы. 
Промежутки между полосами были когда-то заполнены пластинами из рога, следы 
которого сохранились. Пластины прикреплялись серебряными заклепками. Прямая 
железная полоса предохраняет нос. Кольчуга, найденная в этом погребении, могла 
закрывать шею, как это было у франков. Одной из самых интересных черт этого 
шлема являются его украшения. На самой вершине находится бронзовый дикий кабан, 
символ древнего германского (в том числе скандинавского) бога Фрейра
[105]
, который, как считали воины, их защищал. Серебро на боках вепря вырезано из 
старого римского сосуда. Глаза сделаны из граната, и похоже на то, что этот 
кабан когда-то был покрыт эмалью. Шлемы, охраняемые вепрями, упоминаются в 
«Беовульфе»; кузнецы, делающие оружие, считали, что меч такой шлем не побьет. В 
данном случае сила древних богов была усилена символом нового «государя победы, 
защитника воинов», поскольку защищающая нос полоса имела на себе серебряный 
крест Христа. Шлем с сильно стилизованным зверем, стоящим на его вершине, 
иллюстрирует страницу из рукописи VIII века — возможно, из Нортумбрии, — 
хранящейся в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) публичной библиотеке. 
Относящаяся примерно к 700 году шкатулка франков имеет на себе изображение 
шлема с защищающей нос полосой; этот шлем закрывает всю голову и шею, но 
оставляет открытым лицо. Данный шлем, возможно, имел гибкую полосу, защищающую 
нос, которая спускалась под подбородок и закреплялась у горла шнурком.

Реформы Альфреда

В IX столетии западные саксы столкнулись с большим числом хорошо вооруженных и 
прекрасно руководимых профессиональных солдат, живущих на доходы с земли и 
очень подвижных благодаря лошадям. Датчане могли нанести удар как с моря, так и 
по суше намного быстрее, чем мог собраться для противодействия местный фирд
[106]
.

Хотя обязанности саксов по военной службе, по всей видимости, поначалу были не 
ограничены временем, сельское хозяйство и необходимость участия в местном 
самоуправлении сделали такую службу убыточной. Время года не ждало; когда 
крестьяне пропускали время сева или сбора урожая из-за военных действий, 
начинался голод. Согласно Англосаксонским хроникам, Альфред преодолел эту 
трудность, организовав фирд таким образом, что только половина крестьян служила 
одновременно, в то время как другая оставалась дома для возделывания своих 
земель и исполнения административных обязанностей. Благодаря этому он мог 
планировать и вести продолжительные кампании, зная, что у него на смену первой 
по окончании ее срока службы и проеданию своих продовольственных запасов есть 
вторая армия. У датских армий не было такой передышки, поэтому их можно было 
постепенно изматывать непрерывными стычками. Датчанам приходилось уходить за 
новыми рекрутами в Уэльс или в область «датского права». Альфред, по всей 
видимости, сильно выиграл от долгого мира после битвы при Эдингтоне (878), 
поскольку первое упоминание об этой реорганизации относится к 893 году, когда 
началось новое датское вторжение. Эта система, похоже, использовалась до 920 
года. Утверждается, что Альфред использовал шестую часть своих доходов для 
поддержки солдат и тэнов, служивших при дворе. Он реорганизовал своих тэнов 
таким образом, что они служили попеременно, один месяц из трех — по крайней 
мере, в мирное время.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-