Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Инадзо Нитобэ, Фредерик Норман - Японский воин
<<-[Весь Текст]
Страница: из 62
 <<-
 
Карлейля, героархией, властью героев? – попадет в руки крючкотворов-законников 
и пустозвонов-политиков, вооруженных орудиями войны. Слова, которыми великий 
мыслитель Элиот говорил о Терезе и Антигоне, можно с полным правом повторить о 
самурае: «Среда, в которой их героические подвиги обрели видимую форму, ушла 
навсегда».
Увы рыцарским достоинствам! Увы гордости самурая! Морали, вступившей в мир под 
звук горнов и барабанов, суждено погибнуть с уходом «королей и полководцев».
Если история чему-то нас учит, то государство, основанное на воинственных 
началах, будь то город, как Спарта, или империя, как Рим, никогда не сможет 
создать на земле Вечного города. Военный инстинкт человека, универсальный и 
естественный, способный, как оказалось, дать начало благородным чувствам и 
мужественным достоинствам, все же не охватывает человека полностью. Под 
инстинктом войны скрывается божественный инстинкт любви. Мы видели, что 
синтоизм, Мэн-цзы и Ван Янмин – все ясно проповедовали это; но бусидо и другие 
виды воинственных этических учений, занимаясь вопросами непосредственной 
практики, слишком часто забывали о любви. В последнее время жизнь стала намного 
шире. Сегодня нашего внимания требуют задачи благороднее и больше, чем война. 
По мере того как взгляд на жизнь становится свободнее, распространяется 
демократия, а мы лучше узнаем другие страны и их народы, конфуцианская идея 
человеколюбия – смею ли прибавить к ней и буддийскую идею сострадания? – 
расширяется до христианского понятия любви. Из подданных люди выросли до 
граждан; нет, они больше, чем граждане, – они люди. Хотя тучи войны сгустились 
над нашим горизонтом, мы будем верить, что ангел мира сможет разогнать их 
своими крыльями. История человечества подтверждает обещание, что «кроткие 
наследуют землю». Народ, который продаст первородство мира и выйдет из первых 
рядов индустриализма ради того, чтобы пристроиться в компанию флибустьеров, 
просчитается!

Когда условия общества изменились так, что они стали не только неблагоприятны, 
но враждебны бусидо, настало время похоронить его со всеми почестями. Трудно 
сказать точно, когда умирает рыцарство, так же как и определить точное время 
его рождения. Миллер говорит, что институт рыцарства формально завершил свое 
существование в 1559 году, когда король Франции Генрих II был убит на турнире. 
В Японии указ, официально отменивший феодализм в 1870 году, прозвучал 
похоронным звоном по усопшему бусидо. Изданный спустя пять лет указ о запрете 
на ношение мечей проводил в последний путь былую «бесценную красоту жизни, 
дешевую защиту наций, воспитание мужественных чувств и героизма» и возвестил 
приход новой эпохи «софистов, экономистов и конторщиков».
[64]

Говорят, что Япония победила в последней войне с Китаем благодаря винтовкам 
системы Мурата и пушкам Круппа; говорят, что победа была результатом 
современной системы обучения; но это меньше, чем полуправда. Способно ли 
фортепиано, будь оно даже совершенным изделием Эрбара или Стейнвея, взорваться 
рапсодией Листа или сонатой Бетховена без виртуоза-пианиста? И если в войнах 
побеждают пушками, почему Луи Наполеон не побил пруссаков своими митральезами 
или испанцы своими маузерами филиппинцев, которым нечем было воевать, кроме 
устаревших ремингтонов? Было бы лишне повторять ту прописную истину, что без 
животворящего духа даже лучшим оружием ничего нельзя добиться. Самые 
современные винтовки и пушки не стреляют сами по себе; новейшая система 
образования не сделает из труса героя. Нет! В боях при Ялу, в Корее и 
Маньчжурии победил дух наших отцов, который водил нашими руками и бился в наших 
сердцах. Он не умер еще, этот дух наших воинственных предков. Имеющий глаза 
увидит его. Сотрите с японца налет передовых идей, и в нем покажется самурай. 
Великое наследие чести, доблести и всех ратных ценностей, по меткому выражению 
профессора Крэмба, «принадлежит нам по доверенности и не отчуждается ни от 
ушедших, ни от будущих поколений»; и настоящее требует от нас сохранить это 
наследие, ни на йоту не убавив от древнего духа, в то время как будущее требует 
распространить его на все сферы жизни и отношения между людьми.
Было предсказано – и предсказания подтверждаются событиями второй половины века,
 – что этическая система феодальной Японии будет повержена в прах, как ее замки 
и арсеналы, и на ее обломках, словно феникс, возникнет новая мораль, чтобы 
вести новую Японию по пути прогресса. Мы желаем и верим в исполнение этого 
пророчества, но нельзя забывать, что феникс возрождается из собственного пепла, 
что он не перелетная птица и не летает на чужих крыльях, заимствованных у 
других птиц. «Царство Божие внутри вас». Оно не падает с гор, даже высочайших, 
и не приплывает по морям, даже широчайшим. Коран говорит, что Бог послал 
каждому народу пророка из его среды. Семена Царства, о чем свидетельствует и 
что предчувствует душа японца, проросли и расцвели в бусидо. Теперь его дни 
подходят к концу, – как ни печально говорить об этом, еще до того, как оно 
принесло свой полный плод, – и мы обращаем взоры во все стороны в поисках иных 
источников сладости и света, силы и утешения, но пока не находим ничего, что 
заняло бы его место. Утилитарная, материалистическая философия прибылей и 
убытков находит сторонников среди казуистов с половинчатой душой. Единственная 
этическая система, достаточно мощная, чтобы совладать с утилитаризмом и 
материализмом, – это христианство, по сравнению с которым бусидо, нужно 
признаться, как «лен курящийся», который Мессия пришел не погасить, но раздуть 
в пламя. Бусидо уделяло больше внимания морали правителей, элиты и целых 
народов, как и его предтечи, еврейские пророки – в основном Исаия, Иеремия, 
Амос и Аввакум, – между тем как этика Христа, которая почти исключительно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 62
 <<-