Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Гюстав Коэн - История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 55
 <<-
 
святого, сообщества актеров или благотворительные организации – все спонтанно 
обращаются к церкви и сорганизовываются под ее руководством и при помощи ее 
священников, что совершенно в духе того времени.
Разве можно сказать, что церковь подмяла под себя университеты? Отнюдь. 
Зародившись в капитулярных школах, но затем развившиеся в самостоятельные 
структуры, они сохранили с церковью связи, доходящие до подчинения, ибо 
университеты зависели от римских пап, что не мешало им в середине XIII века 
энергично бороться с вмешательством в их дела нищенствующих орденов – 
кордельеров и доминиканцев; в частности, в Париже эта борьба шла под 
руководством Гийома де Сент-Амура. Рыцарь, прислушиваясь к внутреннему голосу 
совести, признавал земную власть Бога, Святой Троицы и Девы Марии; на эту 
благодатную почву и опирается церковь с XII века, оказывая влияние на все 
церемонии посвящения в рыцари.
Появляется изученная моим бывшим коллегой по Страсбургскому университету 
аббатом Мишелем Андриё, ныне деканом католического факультета, литургия 
посвящения, которая станет неотъемлемой частью церемониала, как миропомазание 
стало частью ритуала венчания на царство королей Франции.

Но это влияние, которое начинается с внешних проявлений: благословение, 
ритуальное омовение (характерное не только для христиан), причастие, очень 
быстро и последовательно дойдет до главного, то есть до самого духа института 
рыцарства, понимаемого как земное воинство Бога, а также как войско, стоящее на 
страже морали и защищающее слабых – несчастных одиноких девушек, вдов, сирот, 
несправедливо обиженных в суде
[2]
, – от лихоимцев и вельмож, не исключая и самого короля.

Несмотря на средневековую религиозность, значение и силу которой порой 
переоценивают, поскольку тексты, написанные монахами, не сообщают о неверующих 
и равнодушных к религии, а ересиархов упоминают, лишь когда те становятся 
объектом примерного наказания, вроде лионских вальденсов, альбигойских катаров 
или парижских аморицийцев, это не тот ответ, которого ждет церковь.
Любовь к приключениям, спортивная страсть к подвигам, гордость, заходящая за 
разумные пределы и навлекающая кару небесную либо доходящая до безумия, 
описываемого в эпических поэмах о мятежных баронах, могут при случае стать 
основой для богоугодных дел или актов милосердия.
Следует также подчеркнуть, что влияние церкви никогда не было полным, 
переходящим в подчинение. В этом случае оно превратило бы все рыцарство в 
религиозный орден с тонзурой на голове и с монашескими обетами, что относилось 
лишь к орденам, о которых мы поговорим далее.
Мы редко видим, чтобы папа или епископ производил посвящение в рыцари, хотя 
бывало, что они благословляли оружие, вручаемое посвящаемому. В 846 году папа 
Сергий передал перевязь королю Каролингской династии Людовику II, а два века 
спустя архиепископ Кентерберийский произвел посвящение в рыцари одного из 
сыновей Вильгельма Завоевателя.
Но в том же XI веке установился обычай, например в «Безансонском обряднике», 
благословения меча и передачи его посвящаемому. Точно так же обстояло дело в 
обряднике Реймской области, где вдохновлялись примером аббатства Сент-Альбан в 
Майнце в XI веке. Там благословлялись знамя, копье, щит, но не шпоры, вручение 
которых было прерогативой светских лиц. Зато недвусмысленно заявляется, что 
именно епископ опоясывал посвящаемого мечом.
Проходят еще два века, и церемониал предстает еще более законченным в обряднике,
 составленном в 1285 году Гийомом Дюраном, епископом Мандским и автором труда 
Rationale divinorum officiorum, который, по всей видимости, основывается на 
обычаях, бытовавших в царствование короля Людовика IX Святого.
Посвящающий не только опоясывает посвящаемого мечом, но и дает ему пощечину, 
что гораздо важнее, как утверждает текст, показывает «рыцарский характер» 
посвящаемого.
Перейдя в XIV веке в «Римский обрядник», эта французская по происхождению схема 
становится официальным обрядом во всем христианском мире. Но не будем говорить 
об освящении, хотя это слово там и произнесено. Так же как в браке важнейшим 
остается взаимное согласие сторон, в посвящении в рыцари самым главным с 
правовой стороны остается принятие «крестным» претендента в рыцарское сословие 
через отвешенную ему пощечину или оплеуху.



Глава 3
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА

Духовно-рыцарский орден – странное сочетание слов и еще более странное 
сочетание понятий. Это соединение в одном лице меча и возвышающегося над ним 
креста, мира и войны, боевой брони и одеяния священника, надетого поверх 
кольчуги. Правда, к этому вынуждает необходимость обороны Запада от Востока 
(дай-то бог, чтобы в нынешние времена те же причины не породили те же 
следствия), и вот – результат налицо.

Еще до того, как Иерусалим попал в руки турок-сельджуков, которых наши поэты и 
историки очень часто не могли выделить из огромной массы неверных сарацинов, 
благочестивые купцы из Амальфи получили от султана Египта, которому тогда 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 55
 <<-